[<10>] ====== Толкования на Мф. 26:40 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною** См. Толкование на [[new:mf:26:36#svt_ioann_zlatoust|Мф. 26:36]] =====Свт. Иларий Пиктавийский ===== Ст. 40-43 **И приходит к ученикам, и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели** После того Он возвращается к ученикам и находит их спящими; Он спрашивает Петра, разве не могли они один час бодрствовать с Ним, а Петр действительно был одним из троих, и это он хвалился перед другими, что не соблазнится. Так Он указывает причину Своего большого опасения, когда говорит: **Молитесь, чтобы не впасть в искушение**. Этим Он хотел предупредить искушение - и в молитве Он передал нам: //И не введи нас в искушение// (Мф. 6:13), - дабы ничто в нас не подчинялось слабости плоти. Он также ясно показывает, почему велит им молиться об избежании искушения, когда говорит: **дух бодр, плоть же немощна**. Слова эти не к Нему относятся, а к ним. Как же получается, что теперь Дух Его бодр, если только что душа Его скорбела смертельно? Но Он призывает их бодрствовать и молиться, чтобы не впасть в искушение и не сдаться немощам плоти. Он потому и просит, если возможно, пронести мимо чашу сию, что, испив ее, вся плоть становится немощной. ---- То обстоятельство, что Иисус по возвращении, найдя их спящими, в первый раз их упрекает, во второй раз молчит, а в третий велит отдыхать, объясняется так: во-первых, после Воскресения Он //упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили// [[new:mk:16:14|(Мк. 16:14)]]; во-вторых, когда ниспослан был Святой Дух, Он пришел и нашел их спящими, ибо глаза их были слишком тяжелы для того, чтобы различить свободу Евангелия, - они некоторое время связаны были любовью к закону и вера их еще спала; и в-третьих, с возвращением Его в сиянии Он восстановил в них спокойствие и мир. **//Комментарий на Евангелие от Матфея.//** ===== Сщмч. Дионисий Александрийский ===== Ст. 40-41 **И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна** Об этом и Сам Он молился, неоднократно падая на лице Свое; об этом просил и в словах: //аще возможно есть, да мимоидет// (//от Мене//) //чаша//, и в словах: //не якоже Аз хощу, но якоже Ты//. Он говорил и просил о том, чтобы не впасть во искушение, а не о том, чтобы вовсе не быть искушаемым каким-либо бедствием или ни разу не быть в затруднительном положении. Невозможно и особенно для всякого человека невозможно провести жизнь, не вкусивши чего-либо тяжелого. //Мир весь//, говорит Писание, //во зле лежит// [[new:1in:05:19|(I Иоанна V, 19)]], и большая часть дней человеческих – труд и болезнь [[old:ps:089:10|(Псал. LXXXIX, 10)]], как и сами (люди) говорят: //мал есть и печален живот наш// [[old:prs:02:01|(Премудр. II, 1)]]. Да и неприлично Ему было дать повеление молиться о том, чтобы не исполнились слова проклятия: //проклята земля в делех твоих: в печалех снеси тую вся дни живота твоего// [[old:gen:03:17|(Быт. III, 17)]] или: //земля еси, и в землю отыдеши// [[old:gen:03:19|(Быт. III, 19)]]. Божественные Писания, показывая чрез это проклятие и другими многоразличными путями тяжесть жизни, называют жизнь юдолью плача [[old:ps:083:07|(Пс. LXXXIII, 7)]]. Особенно же много скорбей в мире для святых. Не мог же солгать Тот, Кто сказал им: //в мире скорбни будете// [[new:in:16:33|(Иоанна XVI, 33)]]. А и подобным же образом чрез пророка: //многи скорби праведным// [[old:ps:033:20|(Псалом XXXIII, 20)]]. А слова Его: **не внидете в напасть**, – по моему мнению, указывают на то, что святые, по словам пророка, избавлены от скорбей: //от всех их//, говорит он, //избавит Я Господь// [[old:ps:033:20|(Псал. XXXIII, 20)]]. Равным образом и Его собственное изречение увещевает нас одолевать бедствия и домогаться участия в победе, которую он одержал за нас. Сказав: //в мире скорбни будете//, Он прибавил: //но дерзайте, Яко Аз победих мир// [[new:in:16:33|(Иоанна XVI, 33)]], и сверх того научил нас молиться о том, чтобы не впадать во искушение, и произносить: //не введи нас во искушение// [[new:lk:11:04|(Луки XI, 4)]], что значит «не дай нам впасть во искушение». Слова эти не значили: молитесь о том, чтобы не испытывать искусителя, но молитесь о том, чтобы избавиться от лукавого, как это видно из прибавленных Им слов: //но избави нас от лукаваго//. Но, может быть, ты спросишь, какая разница между понятиями: «быть искушенным» – и: «впасть» или «войти во искушение»? Тот, кто побежден лукавым, – а он, если не будет бороться, будет побежден, хотя Бог и помогает ему, – тот впал и вошел во искушение и находится в нем и под ним, как бы взятый в плен. А кто противился и выдержал искушение, тот также испытал искушение, но не пошел и не впал в него. Иисус возведен был Духом не для того, чтобы войти в искушение, но искуситься от диавола [[new:mf:04:01|(Матф. IV, 1)]]. И Авраам не вошел в искушение, и Бог не вел его в искушение, но искушал, и не вверг во искушение. И Сам Господь искушал учеников. Лукавый, искушая, вовлекает во искушения, как злой искуситель; Бог же, искушая, отводит искупления, как непричастный злу. //Бог бо//, говорится в Писании, //несть искуситель злым// [[new:iak:01:13|(Иакова I, 13)]]. Диавол, вовлекая в погибель, употребляет насилие, а Бог, упражняя ко спасению, (только) руководит (человеком). //**Фрагменты с толкованием на евангельские повествования в саду Гефсиманском.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною** Этот, прежде утверждавший, что никоим образом не соблазнится, даже если и все соблазнятся относительно Его, теперь не может побороть сна сильной скорбью. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 40-41 **И приходит к ученикам, и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна** Так как Петр был смел, а равно и другие ученики, то изобличает их нетвердость, как людей, говоривших необдуманно, и в особенности обращает свою речь к Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною; и как души свои положите за Меня? Впрочем, когда поразил их обличением, снова успокаивает их, говоря, что дух бодр, но немощь плоти противится духу, то есть: Я извиняю вас, потому что вы воздремали не по презрению ко Мне, а по немощи. Вследствие этого, если и вы немощны, то не будьте смелы, но молитесь, дабы как-нибудь не впасть вам в искушение. Другие же полагают, что **"да не внидете в напасть"** сказано вместо "да не будете побеждены напастью". Ибо не то, говорят, заповедует, чтобы мы были без напастей, так как напасти увенчивают, но то, чтобы мы не были поглощены напастью и чтоб не попали в чрево ея, как некоего зверя, - об этом велит молиться, так как побежденный напастью вошел в чрево ея, то есть поглощен ею. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Ориген ===== Ст. 40-43 **И приходит к ученикам, и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели** Посмотри, что после первой молитвы Он **приходит к ученикам и находит их спящими**, так же и после второй молитвы **придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели**. И я думаю, что [здесь идет речь] не столько о глазах их тел, сколько их душ. Ведь пока Он еще не убрал с глаз Своих учеников возложенное бремя, //потому что Иисус еще не был прославлен// [[new:in:07:39|(Ин. 7:39)]]. И как //еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен//, так и с глаз Его учеников еще не было снято бремя, //потому что Иисус еще не был прославлен//. Поэтому Он их не порицает, но //отошел опять и помолился в третий раз, [сказав] то же слово// [[new:mf:26:44|(Мф. 26:44)]]. И тем самым Он учит нас, чтобы мы не ослабели в молитве, но пребывали в самом слове молитвы, пока не вымолим того, о чем уже начали просить. ---- Пока Иисус был со Своими учениками, они не спали, но как только Он немного отошел от них, //они не смогли один час бодрствовать// в Его отсутствие. Поэтому давайте молиться о том, чтобы Иисус никогда не отходил от нас даже недалеко, но исполнил то, что пообещал нам, говоря: //Я с вами во все дни до скончания века// [[new:mf:28:20|(Мф. 28:20)]]. Ведь так мы будем бодрствовать, потому что Он прогонит сон из нашей души, без чего невозможно выполнить заповедь, гласящую: //Не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим//[[old:pr:06:04|(Притч. 6:4)]], чтобы тебе спастись, //как серне из сетей и как птице из силков//[[old:pr:06:05|(Притч. 6:5)]]. Однако, подойдя **к ученикам** и найдя их **спящими**, Он пробуждает их словом, чтобы они услышали, и Он говорил им то, что говорит, как слышащим: **Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мной**. Он велит бодрствовать для того, чтобы, бодрствуя, мы молились. **//Комментарии на Евангелие от Матфея.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **И пришед ко учеником, и обрете их спящих, и глагола Петрови: тако ли не возмогосте единаго часа побдети со Мною** **И пришед ко учеником, и обрете их спящих, и глагола Петрови: тако ли** Тако ли нужно читать вопросительно. Упрекнул его, хотя и другие спали. Но порицает преимущественно его, как более ревностного, говоря: так ли ты обещал поступать? **Не возмогосте единаго часа побдети со Мною** Вы обещали со Мною умереть, а не могли бодрствовать со Мною и одного часа? Марк ([[new:mk:14:37|14:37]]) говорит, что Спаситель сказал Петру: //Симоне, спиши ли; не возмогл еси единаго часа побдети?// Преимущественно к нему относил Свою речь, но вместе с тем и к другим. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною** [[new:mk:14:37|(Мк. 14:37)]]. Вместо προσέρχεται (приходит) теперь у обоих евангелистов просто έρχεται — идет. Три раза у Матфея и Марка повторяется “и:” “и идет,” “и находит,” “и говорит.” В этом повторении видят “простой пафос” евангельского рассказа. По всей вероятности, ученики первоначально с напряжением следили за молитвой Христа. Но вследствие этого самого напряжения еще более усилилось их утомление во время бессонной и страшной ночи. Глаза друзей Христа отяжелевают от скорби [[new:lk:22:45|(Лк. 22:45)]], и это было в то время, когда враги Его бодрствовали. Подойдя к ученикам, Господь обращается к Петру. Он более всех мог оказать Ему сочувствия, поддержать и утешить Его во время тяжкой предсмертной агонии. Но, обращаясь к Петру, он говорит всем ученикам: “так ли не могли вы” — так неужели у вас недостало силы, терпения, самообладания, чтобы удержаться от сна. Слово “так” указывает на противоположность между тем, что было в действительности, и тем, чему следовало быть. Ученики должны были бодрствовать, но вместо того спали. В речи нет и тени упреков и обличений, а скорее выражается в ней та же печаль и скорбь. Μίαν ώραν — один час — считается указанием, что Христос молился один час. Но слово это следует принимать в общем значении — непродолжительного времени, хотя и возможно, что Христос молился около часа. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною** См. Толкование на [[new:mf:26:36#troickie_listki|Мф. 26:36]] [<10>]