[<10>] ====== Толкования на Мф. 26:58 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец** См. Толкование на [[new:mf:26:51#svt_ioann_zlatoust|Мф. 26:51]] ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== Ст. 58-60 **Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова** Тот, кто должен был отречься от Господа, следует за им издали. **И вошедши внутрь, он сидел со слугами, чтобы посмотреть конец **[или: чем кончится дело]**. Главные же священники и все собрание искали ложного свидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти. Но они не находили, хотя приходило много лжесвидетелей** Или движимый любовью ученика, или же по свойственному человеку любопытству, Петр хотел знать, что первосвященник решит относительно Господа: предаст ли он Его на смерть, или отпустит Его после бичевания. Вот в этом и заключается различие между Петром и [остальными] десятью апостолами. Те убегают, а этот следует за Спасителем, хотя и издали. ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец** См. Толкование на [[new:mf:26:56#blazh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 26:56]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Петр же идяше по Нем издалеча до двора архиереова** Скоро вернувшись назад, он и Иоанн издали провожали Иисуса Христа. Иоанну, как знакомому с первосвященником, позволено было и ближе подойти, как он сам повествует (Ин. 16, 15). Остальные три евангелиста согласно упоминают об одном только Петре, по необходимости, чтобы показать, что пророчество Спасителя об его отречении исполнилось, и чтобы научить, как худо полагаться на самого себя и не надеяться на Бога. А Иоанн упомянул и о себе ради точности; но чтобы не показалось, что он хвалит себя за то, что следовал за Учителем во время такой опасности, он скрыл свое имя и сказал: //по Иисусе же идяше Симон Петр и другий ученик// ([[new:in:18:15|Ин. 18, 15]]). **И вшед внутрь, седяше со слугами, видети кончину** Три евангелиста говорят, что три отречения Петра происходили во дворе Каиафы, а Иоанн говорит, что во дворе Анны, тестя его; и, однако, они не разногласят между собою, потому что у обоих их был один дом и один двор, имеющий в себе два отдельных помещения. Следует сказать, что, по словам Матфея ([[new:mf:26:69|26; 69, 71, 73]]) сначала одна служанка испугала Петра, затем – другая, и наконец стоявшие там; по словам Марка ([[new:mk:14:66|14; 66, 69, 70]]), сначала одна служанка, затем – опять та же самая, и наконец – стоявшие там; по словам Луки ([[new:lk:22:56|22; 56, 58, 59]]), сначала служанка, затем кто-то другой, и наконец – еще некто иной; а по словам Иоанна ([[new:in:18:17|18; 17, 2, 5, 26]]), сначала – служанка придверница, затем – еще некоторые и наконец – один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо. Но если присмотреться, то не окажется даже никакого разногласия. При первом отречении была одна служанка, о которой упоминают четыре евангелиста. При втором отречении, по словам Иоанна, некоторые спросили Петра; эти некоторые были: служанка, о которой сказал Матфей, и та же самая, о которой упомянул Марк, и кто-то другой, о котором написал Лука. Марк и Матфей одинаково сказали, что при третьем отречении спросили Петра стоявшие там, в числе которых мог быть и иной некто, упомянутый у Луки, именно: это был тот раб первосвященника, о котором сказал Иоанн. Обратив внимание на то, что необходимо было заметить, должно изъяснять дальнейшее, именно – что происходило в доме Каиафы и о чем не упомянул Иоанн, как о рассказанном другими евангелистами. ===== Лопухин А.П. ===== **Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец** ([[new:mk:14:54|Μк. 14:54;]] [[new:lk:22:54|Лк. 22:54, 55;]] [[new:in:18:15|Ин. 18:15, 16).]] Иоанн сообщает здесь живые подробности очевидца событий, каким образом Петру удалось войти во двор первосвященника. Первоначально ученики разбежались. Они, конечно, не могли убежать куда-нибудь далеко. Когда панический страх миновал и они увидели, что им самим бояться нечего, то, под покровом ночи, некоторые из них по крайней мере, пробрались незаметно в Иерусалим и им удалось войти даже в самый двор первосвященника. Это были Петр и Иоанн. Об остальных же ничего не слышно до самого времени воскресения. Петру, вероятно, особенно хотелось узнать, каков будет “//конец//.” Желая его видеть, он допускает действия, которые, можно сказать, были больше действиями любви и преданности, чем строго обдуманными. Дальнейший порядок изложения событий евангелистами здесь очень труден. Если следовать Луке [[new:lk:22:56|(22:56-62)]], то дальнейшим событием было отречение Петра [[new:mf:26:69|(Мф. 69-75;]] [[new:mk:14:66|Μк. 14:66-72)]]. Если Матфею и Марку, то [[new:mf:26:58|Мф. 26:58]] и [[new:mk:14:54|Мк. 14:54, 55]] нужно считать как бы введением к дальнейшей трагедии отречения Петра, прерванной теперь допросом Христа. Мы, естественно, будем следовать изложению Матфея. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец** См. Толкование на [[new:mf:26:57#troickie_listki|Мф. 26:57]] [<10>]