[<10>] ====== Толкования на Мф. 26:59 ====== ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти** См. Толкование на [[new:mf:26:58#blazh_ieronim_stridontskij|Мф. 26:58]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 59-60 **Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли** Отводят Иисуса к Каиафе, так как тот был архиереем того года. Провели там целую ночь и остальные, не евши тогда пасхи, но, дожидаясь, чтоб убить Господа, хотя и преступив тем неядением закон. Ибо Господь ел пасху в узаконенное время, они же, чтоб только убить Господа, пренебрегли и законом. ===== Ориген ===== Ст. 59-62 **Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?** Из этих слов становится ясно, что Иисус //не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его// [[new:1pet:02:22|(1 Пет 2:22)]]. Но Его жизнь была чистейшей, совершенно безупречной и отнимающей повод [для обвинения] у тех, кто ищет повода, поскольку показано, что Его противники **не находили**, что бы им сказать против Него или приукрасить (но все **первосвященники и старейшины и синедрион искали** и не могли найти ничего правдоподобного). Ибо лжесвидетельства имеют место тогда, когда произносятся с каким-то приукрашиванием, но против Иисуса не находилось даже приукрашивания, которое могло бы помочь в изобретении лжи против Иисуса, и это при том, что было **много** желающих угодить Каиафе, первосвященникам, книжникам, старейшинам и всему синедриону, который желал услышать это. **//Комментарии на Евангелие от Матфея.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Архиерее же и старцы и сонм весь искаху лжесвидетелства на Иисуса, яко да убиют Его, и не обретаху** Как им казалось – свидетельства, а по истине – лжесвидетельства; или – зная, что против невинного не найдут свидетельства, они искали лжесвидетельства. Они хотели осудить Его, как виновного, поэтому и образуют судилище, и ищут лжесвидетельства; сами становятся и судьями, и обвинителями; стараются обвинить Его пред самими же собою, так как никогда не надеялись пред другими судьями одолеть Его. **И многим лжесвидетелем приступльшым, не обретоша** потому что свидетели были не согласны между собою в показаниях, как сказал Марк ([[new:mk:14:56|14, 56]]): //и равна свидетелства не бяху//. Исполнилось и пророчество Давида, которое говорит: //взыщется грех Его, и не обрящется// ([[old:ps:009:36|Пс. 9, 36]]). **Послежде же приступивша два лжесвидетеля, реста: Сей рече: могу разорити церковь Божию и треми денми создати ю** Сказал; но не сказал: //разорю//, а – //разорите//, и притом, говорил не о рукотворенном храме, но о Своем Теле. Поэтому их евангелист и назвал лжесвидетелями. Марк ([[new:mk:14:57|14, 57-59]]) сказал: и нецыи воставше лжесвидетелствоваху на Него, глаголюще: //яко мы слышахом Его глаголюща, яко Аз разорю церковь сию рукотвореную и треми денми ину нерукотворену созижду//. И ни тако равно бе свидетелство их. Многие свидетельствовали об этом предмете, но только двое тех, о которых сказал Матфей, были согласны, а другие, о которых Марк сказал, что свидетельство их не было достаточно, разногласили. ===== Лопухин А.П. ===== **Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти** [[new:mk:14:55|(Мк. 14:55)]]. Слова “//старейшины//” нет в лучших кодексах, как и у Марка, рассказ которого сходен, но не буквален. Слово, вероятно, поставлено было первоначально на полях и потом перешло в текст. Говоря об этом событии, Мерке рассуждает: “зачем им (т.е. судьям Христа) нужно было искать лжесвидетельства, когда они были убеждены, что Иисус виновен? Ложных свидетелей приглашают раньше, чтобы действовать наверняка, а здесь все представляется делом случая. Восточные знают очень хорошо, как добывать свидетельства, даже ложные. Ψευδομαρτυρία есть древний (uralte), проникший во все греческие, латинские, армянские и мемфитские кодексы, тенденциозный подлог.” (Falschung). Однако уже при первом знакомстве с показаниями евангелистов видим, что у них все дело представляется как бы implicite совершенно естественным. Первоначально враги Христа желают подождать, взять Его после праздника, чтобы не произвести народной смуты. Но предательством Иуды доставляется им неожиданный и благоприятный случай привести свой замысел в исполнение на самом празднике. Не нужно забывать при этом, что для предания смерти требовался утвердительный приговор Пилата. Все это побуждает их искать немедленно же “лжесвидетельства.” Оно необходимо, и без него нельзя обойтись. Вопреки мнению Меркса трудно предоставить и изложить более живую и ясную картину того, что было, чем как это сделали евангелисты. Тут всякий, знающий, каковы бывают злые, бесчестные, подлейшие люди, найдет совершенно объективное и точное изложение событий. Все заставляло врагов Христа спешить, и ввиду приближавшейся пасхальной субботы, и вследствие опасений, как бы Обвиняемый не избег заранее определенного Ему наказания. Собрание состоялось, вероятно, после 12 часов (по нашему счету) ночи, после вкушения пасхального агнца. Забыто было, как и часто забывается при подобных обстоятельствах, что наступил праздник Пасхи, и что спорадические и небесные постановления устного и письменного закона предписывали в день опресноков, следовавший за пасхальной вечерей, ничего не делать. Все это так глубоко характеристично и понятно, что не требует даже и объяснений. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти** См. Толкование на [[new:mf:26:57#troickie_listki|Мф. 26:57]] [<10>]