[<10>] ====== Толкования на Мф. 27:38 ====== ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую** См. Толкование на [[new:mf:27:35#svt_ilarij_piktavijskij|Мф. 27:35]] ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую** Богочеловек был распят на древе крестном. Смертная казнь на кресте в те времена была равнозначна нынешней казни на виселице. На виселице предают смерти тех уголовных преступников, которых хотят обесчестить самим образом смерти. **Аскетическая проповедь.** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую** Два разбойника изображали два народа. Один до конца показывавший свою непризнательность и не осознавший, что и последнему порабощению, которое он потерпел от Римлян, подвергнут в наказание за поругание над Христом. А другой — и при самом конце не отчаявшийся в прощении грехов, но истинным учением о Божестве исправивший все, что было в нем худого. ---- Сие самое, что Господь потерпел быть распятым среди разбойников, открыло нам, что было пришествие Его к двум народам, что Он к ним пришел добровольно, восхотев оба сии народа обновить Своим вочеловечением. Хотя первый народ, подобно одному из разбойников, отрекся от Него, говоря: //не имамы царя, токмо Кесаря// [[new:in:19:15|(Ин.19:15)]], на свою голову призвав кровь неповинную, и хвалился убийством, как делом праведным, за что, подобно разбойнику, и лишен царства. //**Письма. Книга I.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую** См. Толкование на [[new:in:19:18#prp_maksim_ispovednik|Ин. 19:18]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== Ст. 38-44 **Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его** Бог между двумя разбойниками - верх издевательства; прекраснейший крин - между двумя терниями. Зрелище, которого земля никогда не видела, и никогда не увидит. Но это для того, чтобы грех показал все, на что он способен, в борьбе против Бога. Это ему допущено Богом, чтобы потом грех не говорил бы через грехотворцев и грехолюбцев, что ему не дали показать всю силу свою, силу, перед которой даже и Бог не мог бы устоять. И вот, попущено ему это, хотя и выглядит так, как будто Бог не способен защититься от смерти, которую Ему навязывает человеческое зло. И Он - мирно умирает на кресте между двумя разбойниками: какое терпение, какая кротость, какое смирение, какая благость, какое человеколюбие! Всему этому нет конца в кротком Богочеловеке. И вот еще одно доказательство, что нет конца этому: Его, распятого, хулят евреи, высмеивают: **если ты Сынъ Божiй, сойди съ креста; другихъ спасалъ, а Себя Самого не можетъ спасти. Если Онъ Царь Израилевъ, пусть теперь сойдетъ съ креста и уверуемъ въ Него. Уповалъ на Бога; пусть теперь избавитъ Его, если Онъ угоденъ Ему. Ибо Онъ сказалъ: Я Божiй Сынъ** [[new:mf:27:40|(стих 40]]. [[new:mf:27:42|42. 43)]]. Кто из людей, имея все то, что имел Богочеловек, не ответил бы на все это? Но без этой кротости и долготерпения Богочеловека, разве его Евангелие называлось бы по праву Евангелием кротости? И еще: разве без Его смерти был бы уничтожен лютейший враг рода человеческого - смерть? И разве грех человеческий когда-либо дошел бы до своего высшего торжества, и превзошел бы все свои вершины, и оттуда сорвался бы стремглав в свою бездонную пропасть смерти, и так весь разбился, и стерся, и уничтожился, и умертвился. ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую** Если лобное место есть могильный холм Адама, а не место осужденных на смерть, и если Господь ради того был распят там, чтобы восстановить Адама, то почему на том же самом месте распинают двух разбойников? ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 38-44 **Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой - по левую. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди со креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет со креста, и уверуем в Него; уповал на Бога, пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его** Для оклеветания Христа распинают с Ним двух разбойников, дабы и Он признан был таким же беззаконником, как те. Но они были образом двух народов - иудейского и языческого, ибо оба были равно беззаконны и поносили Христа, подобно как и разбойники сначала поносили оба. Потом же один, познав Его, исповедал Царем, по каковой причине и сказал:// "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем"//. Так и языческий народ исповедал Христа. Другой же разбойник, иудейский народ, продолжал хулить. Дьявол же понуждал говорящих //"если Ты Сын Божий, сойди со креста"// с тою целью, чтобы Христос, быв раздражен, сошел со креста и чтобы нарушил дело спасения всех крестом. Но Христос есть Сын Божий и не послушался врага, дабы и ты научился, что не должно слушаться ухищрений дьявола, но - творить добро, хотя бы люди и имели о тебе худое мнение. ===== Ориген ===== **Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую** См. Толкование на [[new:mf:27:35#origen|Мф. 27:35]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Тогда распяша с Ним два разбойника: единаго одесную, и единаго о шуюю** И это было сделано по старанию иудеев, чтобы, вися посреди разбойников, и Сам был сочтен разбойником, и чтобы общность наказания свидетельствовала о Нем, как будто о сообщнике их злодейства. Поэтому и всенародно распяли Его, как говорит Лука ([[new:lk:23:25|23, 25]]): //и стояху людие зряще//, – и устроили так, что Он был распят руками воинов, и делали все, чтобы только распространить между всеми худое мнение о Нем. Здесь же исполнилось пророчество Исаии ([[old:is:53:12|53, 12]]), которое говорит: //и со беззаконными вменися//. Два разбойника служили образами двух народов – древнего и нового. Первый умер, произнося хулу на Иисуса Христа, а второй, наконец, признал Его Богом; Сам же Он был повешен посреди их, т.е. был между Ветхим и Новым Заветом. ===== Лопухин А.П. ===== **Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую** [[new:mk:15:27|(Мк. 15:27;]] [[new:lk:23:33|Лк. 23:33;]][[new:in:19:18| Ин. 19:18)]]. Совершенно неизвестные люди, вероятно, пойманные и уличенные в важных уголовных преступлениях, грабежах, разбоях, убийствах, возмущениях и проч. В предании нераскаявшийся разбойник называется Гестас, а покаявшийся — Дисмас. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую** См. Толкование на [[new:mf:27:35#troickie_listki|Мф. 27:35]] [<10>]