[<10>] ====== Толкования на Мф. 27:54 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий** См. Толкование на [[new:mf:27:45#svt_ioann_zlatoust|Мф. 27:45]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий** См. Толкование на [[new:mf:27:53#prp_iustin_popovich|Мф. 27:53]] ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **А сотник и те, которые были с ним, сторожившие Иисуса, видя землетрясение и то, что было, очень устрашились и говорили: "По истине это - Сын Божий"**. - В другом Евангелии после землетрясения более ясно показывается причина изумления сотника, а именно: когда он увидел, что Спаситель испустил дух, то сказал: //По истине это был Сын Божий.// В самом деле, только Создатель душ имеет власть испустить дух. А под духом в этом месте мы должны понимать душу, или потому, что он делает тело жизненным и духовным, или потому, что дух есть сущность самой души, согласно со словами Писания: //Отнимешь дух их - умирают// [[old:ps:103:29|(Пс 103:29)]]. Следует также обратить внимание, что разбойник на кресте, хотя видит весь соблазн страданий Господа, однако исповедует Его Сыном Божиим, а Арий в Церкви проповедует, что Он - тварь. ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними была Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.** Язычник-сотник вследствие знамений верует вместе с бывшими при нем; иудеи же, слушавшие закон и пророков, остаются неверующими: таково злочестие! Сотник этот впоследствии сделался мучеником за Христа. Что же касается жен, смотревших на происшедшее, то этот сострадательнейший из всех и осужденный род наслаждается созерцанием благ прежде всех. И ученики убежали, а жены мужаются. Мариею, матерью Иакова и Иосии, евангелист называет Богородицу, ибо Иаков и Иосия были детьми Иосифа от прежней его жены. Так как Богородица называлась женою Иосифа, то соответственно этому называлась и материю его детей, то есть мачехою. Матерь сынов Зеведеевых называлась Саломиею. Говорят, что и эта была дочерью Иосифа. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сотник** (εκατονταρχος) **же и иже с ним стрегущии Иисуса, видевше трус и бывшая, убояшася зело, глаголюще: воистинну Божий Сын бе Сей** Этого сотника Марк ([[new:mk:15:39|15, 39]]) назвал латинским словом κεντυριων начальником сотни, потому что греческое εκατον – то же, что латинское centum, κεντουμ. //Видев же//, говорит, //сотник// (κεντυριων) //стояй прямо Ему, яко тако возопив издше, рече: воистинну Человек Сей Сын бе Божий// ([[new:mk:15:39|Мк. 15, 39]]). Увидев, что Иисус Христос после того, как открыто назвал Бога Отцом и засвидетельствовал, что в руки Его предает дух Свой, через несколько времени испустил дух, – увидев также, как страшно было все случившееся в это время, сотник признал, что это был Сын Божий. Лука ([[new:lk:23:47|23, 47]]) говорит о нем: //видев же сотник бывшее, прослави Бога, глаголя: воистинну Человек Сей праведен бе...//, праведным человеком называя, как я думаю, Сына Божия; или – прежде просто сказал, что человек этот был праведен, а потом даже, что это был Сын Божий. Лука же ([[new:lk:23:48|23, 48]]) прибавил, что весь народ, сошедшийся на это зрелище, возвращался, бия себя в грудь. Не смея говорить из страха пред первосвященниками, народ бил себя в грудь, указывая этим на внутреннюю скорбь. Из прежних чудес и из того, что происходило в то самое время, он понимал, что это был Божий человек и что Ему сострадает и тварь, не перенося Его страдания. ===== Лопухин А.П. ===== **Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий** [[new:mk:15:39|(Мк. 15:39]]; [[new:lk:23:47|Лк. 23:47)]]. Упоминание о “//сотнике//” показывает, что, кроме распинавших Христа воинов, на месте распятия был еще отряд в сто человек под начальством сотника. Это было вполне естественно и возможно ввиду стечения огромной толпы. Сотники называются разно в Новом Завете έκατοντάρχος — χης (см. прим. к 8:5), κεντυρίον (centurio) и ταξίαρχος. О сотнике, бывшем при распятии, известно мало. По преданию, он назывался Лонгин, принял после крещение и проповедовал Христа на своей родине, в Каппадокии, за что и принял мученическую смерть. И самое Лицо Распятого, и “//все бывшее//” при распятии произвели на него сильное впечатление, и он произнес слова, которые слышал или сам из уст Христа на суде, или от других: //“воистину Он был Сын Божий.”// Но если во время смерти Христа и последовавшего за нею или во время ее землетрясения сотник принужден был оставаться с воинами на Голгофе, то другие, оставив все свои насмешки и издевательства, начали быстро расходиться по домам от страшного Голгофского зрелища, ударяя себя в грудь [[new:lk:23:48|(Лк. 23:48)]]. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий** «Там и здесь видимы люди, с поникшими главами возвращающиеся в город. Более чувствительные плакали и били себя в перси. Мнение, что распятый Иисус есть Сын Божий, снова начало пробуждаться во всей силе. Теперь многие, даже из злословивших, от сердца сказали бы: //«сниди со креста, мы уверуем в Тебя»//, но Лев от Иуды уже почил, и кто возбудит Его?»... (Иннокентий, архиеп. Херсонский). Это было началом того спасительного раскаяния, которое с такой силой потом проявилось в народе в день Пятидесятницы во время проповеди апостолов. Так начинало исполняться слово Христово: //«И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе»// [[new:in:12:32|(Ин. 12:32)]]. «И римские воины увидели теперь, – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, – что Тот, мертвое тело Которого они охраняют, едва ли не выше всех божеств их. Они не знали Бога Израилева; но Бог всей природы, по мановению Которого колебалась теперь земля, известен всякому. Стоя на трепещущей Голгофе и сознавая себя виноватыми перед умершим Праведником, стражи от сильного страха не знали, что предпринять». Особенно поражен был благоговением и удивлением сотник, начальствовавший над воинами. «Он стоял прямо против креста, когда Иисус Христос предал дух, наблюдая, вероятно, не только за последними словами, но и за выражением лица Богочеловека». По своей должности ему приходилось много видеть, как умирали казнимые на крестах, но никогда он не видел такого спокойствия духа, такой преданности воле Божией, какую видел теперь в Иисусе. Сотник слышал Его предсказание о печальной участи Иерусалима, слышал Его молитву за распинателей, Его Божественный царский ответ благоразумному разбойнику, удивлялся Его молчаливому спокойствию при всех издевательствах; припоминал, что и Пилат не находил в Нем ни единой вины, и благоговейный трепет объял его душу... **Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма**, в ожидании, не разразился бы гнев Божий, грозно потрясающий горы, и над ними, исполнителями казни... И в страхе они **говорили** друг другу: **воистину** этот Человек был великий Праведник, как называл Его Пилат, – нет, больше того, поистине **Он был Сын Божий**. И сотник прославил Бога Израилева. Древнее предание церковное говорит, что его звали Лонгином, что он вместе с двумя своими товарищами, воинами, впоследствии стал христианином и своей мученической кровью запечатлел твердость исповедания, произнесенного им на Голгофе. Святая Церковь воспоминает память его 16 октября. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]