[<10>] ====== Толкования на Мк. 1:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов** Как могло совершиться прощение, когда еще не была принесена жертва, и Дух не сошел, и грех не разрешился, и вражда не устранилась, и проклятие еще не уничтожилось? Взгляни, как точно апостол это выразил. Ибо, сказав, что Иоанн **«пришел, проповедуя крещение покаяния в пустыне иудейской»**, он добавил: ...**для прощения**, будто бы говоря: «Он убеждал их исповедаться и покаяться в согрешениях не для того, чтобы они были наказаны, но чтобы легче восприняли прощение». Ведь если бы они не осудили себя самих, то не попросили бы и благодати, а не попросив, не получили бы и прощения. //** Гомилии на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов** Иоанн избрал для проповеди пустыню. Вдали от обычных занятий, от тленных предметов привязанности и пристрастия, человеки удобнее возносятся мыслью к Богу, к вечности, удобнее внимают духовному учению о богоугодных добродетелях, вход к которым — истинное покаяние. Пустыня таинственно изображала нравственное состояние человечества, предавшегося суетности, утратившего существенное достояние и достоинство. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов** Господь принимает крещение от раба. Дарующий отпущение грехов не считает недостойным омыть Свое тело в купели возрождения (ср. [[new:mf:03:13|Мф. 3:13-17]], [[new:lk:03:21|Лк. 3:21-23]]). //** О добром терпении.**// ===== Свщисп. Василий Кинешемский ===== Евангелие наметило новый путь: самоотречение. Уже первая крупная фигура, появляющаяся в евангельской истории по Марку, фигура Иоанна Крестителя, овеяна этим новым духом. «**Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов**. ...//Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед//. Всем своим видом он как бы говорил слушателям: «Не в богатстве, не в роскоши, не в человеческой славе, не в земном могуществе надо искать пути к Богу и к счастью. Все это ложь, обман, призрак! Пустыня лучше царских чертогов, ибо ее вечная тишина и однообразие не развлекают ум и позволяют всецело погрузиться в созерцание дел Божиих и Божия величия. Власяница лучше тонких тканей и дорогих одежд, ибо она не разнеживает тела, но, изнуряя его, делает покорным рабом духа. Скудная пища пустыни лучше изысканных яств, ибо она не будит в человеке сладострастия и похоти. Суровая жизнь среди природы лучше праздного, ленивого существования богачей, ибо она закаляет волю для подвига. Отречение от мира лучше привязанности к миру, ибо ничем не связанный, свободный духом человек может служить Богу всем существом своим». //**Беседы на Евангелие от Марка.**// ===== Тертуллиан ===== **Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов** См. Толкование на [[new:mk:01:03#tertullian|Мк. 1:3]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 4-5 **Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои** Иоанново крещение не имело отпущения грехов, а вводило для людей одно покаяние. Но как же Марк говорит здесь: **"для прощения грехов"**? На это отвечаем, что Иоанн проповедовал крещение покаяния. А эта проповедь к чему вела? К отпущению грехов, то есть ко крещению Христову, которое заключало уже в себе и отпущение грехов. Когда мы говорим, например, что такой-то пришел пред царем, повелевая приготовить пищу для царя, то разумеем, что исполняющие это повеление бывают облагодетельствованы царем. Так и здесь. Предтеча проповедовал крещение покаяния для того, чтобы люди, покаявшись и приняв Христа, получили оставление грехов. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов** О явлении и проповеди Предтечи, а также и далее о Крещении Господа Иисуса Христа св. Марк повествует совершенно согласно со св. Матфеем, только короче [[new:mf:03:01|(Мф. 3:1-]][[new:mf:03:12|12)]]. **Явился Иоанн, крестя в пустыне**… Иоанн был Предтечей Христовым. Он приготовлял Еврейский народ своей проповедью к принятию Спасителя. О Его явлении и назначении предсказали пророки Исаия [[old:is:40:03|(Ис. 40:3)]] и Малахия [[old:mal:03:01|(Мал. 3:1)]]. Самое его зачатие и рождение было предвозвещено отцу его Захарии в храме Архангелом Гавриилом и первое соединено было с немотой отца за неверие Архангелу, а второе – отверстием уст и пророчеством как о Самом Спасителе, так и о Его Предтече, новорожденном сыне Захарии [[new:lk:01:start|(Лк. гл. 1)]]. В младенческих летах Иоанна, как повествуется в предании, когда, спасаясь от преследования избивавшего младенцев в Вифлееме, царя Ирода, мать его Елисавета убежала с ним в пустыню и там скоро умерла, его питал и хранил Ангел. Когда же он достиг тридцатилетнего возраста, – возраста полной зрелости, то ему был голос от Господа начать проповедь о Мессии. Иоанн Предтеча был родственником Христа, – мать его Елисавета приходилась двоюродной сестрой Пресв. Богородицы (Кир. Алекс.), – и шестью месяцами был старше Христа [[new:lk:01:26|(Лк. 1:26)]]. Иоанн был великий подвижник, жил в пустыне; там он проповедовал, там и крестил. Крещение, это – погружение, омовение в воде. У иудеев в некоторых случаях омовение было религиозным обрядом ([[old:ish:19:10|Исх.19:10;]] [[old:ish:29:04|29:4]] и др.) и обозначало, сверх чистоты телесной, очищение души, т. е. оставление грехов и обновление жизни. Крещение Иоанново посредством погружения в реке, чему предшествовало исповедание грехов [[new:mk:01:05|(Мк. 1:5)]], – оттого оно и называется //крещением покаяния//, – было действием совершенно отличным от обыкновенных иудейских очищений, новым, приготовлявшим к принятию Искупителя мира Иисуса Христа. Оно не имело силы отпускать грехи, но указывало только на то, что наступает время, когда Спаситель дарует отпущение грехов [[new:mk:01:01|(Мк. 1:1)]]; так что крестившиеся крещением Иоанновым впоследствии должны были креститься крещением Христовым [[new:act:19:03|(Деян. 19:3-]][[new:act:19:05|5)]]. Предтеча проповедовал крещение //покаяния//, пишет блаж. Феофилакт, для того чтобы люди покаялись и, приняв Христа, получили оставление грехов. Иоанн проповедовал и крестил **в пустыне**. У евангелиста Матфея сказано //в пустыне Иудейской// [[new:mf:03:01|(Мф. 3:1)]]. Такой пустыней называлось в Земле Иудейской, или Палестине, где родился и жил Господь наш Спаситель, пространство в несколько верст на запад от Мертвого моря, пересекаемое горами и несколькими реками. Слово пустыня в Свящ. писании не означает местности, совершенно лишенной жителей, но местность малообитаемую. В пустыне Иорданской были и селения (Мих.). До сих пор еще указывают в нескольких верстах от г. Вифлеема, в дикой местности, пещеру, где жил Иоанн. Предтеча Христов избрал местом для проповеди пустыню, с одной стороны, потому что в городах и селениях могли препятствовать ему фарисеи (о них чит. в объясн. [[new:mk:01:22|Мк. 1:22]]) и другие народные учителя, а с другой потому, что это было удобнее для слушателей, как удаленных от шума и рассеяния (Христ. Чт. 1853 г.). Сама Палестина, иначе называемая Святой землей, находится в Азии, на восточном берегу Средиземного моря. Это – земля, где жил в древности Еврейский народ, от которого по плоти произошел Спаситель. Во времена Христовы Палестина разделялась на 4 части: с правой стороны реки Иордана //Галилею, Самарию и Иудею//, и с левой, //Заиорданскую страну: Перею// и др. (См. карту Палест.). Вот как описывает один из духовных писателей (Певницкий) явление Предтечи с первой проповедью: „Мы представляем себе стечение народа, в каком-либо месте около Иордана по случаю праздника или по чему-либо другому. Среди беседы пред обществом вдруг является молодой человек, прикрытый епанчой из верблюжьего волоса, подпоясанный кожаным поясом [[new:mk:01:04|(Мк. 1:4)]]. Суровая аскетическая жизнь его молодому лицу придала сухость и бледность. На челе его следы трудовой сосредоточенной мысли, в его глазах блестит и выражается какое-то особенное оживление и на всем лице ясный отпечаток самоуглубления и решительности. Сильным, высоким голосом он начинает сильную речь к собравшемуся обществу; оно поражается неожиданностью этой речи, поражается и видом человека, Бог весть откуда явившегося и такого необыкновенного по виду. Слова его, полные небесной святости и внутренней энергии, как гром, раздаются пред собранием; и после того, как этого слова не стало, не вдруг приходит в себя пораженное cобpaниe... Новые слова глубоко западают в душу слушающих. Начинают спрашивать: кто этот странный и, по-видимому, великий человек? Желание слушать его растет все больше и больше. Пророчество, давно не слышное в Иудее, проявилось с такой силой, какой не было, говорят, и в устах Илии, и Иоанн делается великим провозвестником и вождем нового направления духовной жизни в Иудейском народе“. Сила слова и духа Иоанна производили впечатление на современные поколения, //и// потому //выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него в реке Иордане, исповедуя грехи свои// [[new:mk:01:05|(Мк. 1:5)]]. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов** См. Толкование на [[new:mk:01:02#lopuxin_ap|Мк. 1:2]] [<10>]