[<10>] ====== Толкования на Мк. 1:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед** Некоторые спрашивают, отчего он подпоясывал свою одежду поясом?.. Илия, так и прочие святые были поставлены на службу Господом так, чтобы им постоянно быть в работе: в путешествиях, в трудах или в стараниях о чем-либо еще, необходимом для жизни. Но не только для этого, но и для того, чтобы попирать всякое украшение и вести во всем суровую жизнь... Потому ограничим свою неумеренность и, испивая спасительное лекарство умеренности... со тщанием будем приносить молитвы. И даже если не получим то, о чем просим, будем ожидать в терпении, чтобы получить; а если получим, то наберемся терпения еще более, потому что уже получили. Ибо Господь не стремится отложить даяние, но промедлением вразумляет нашу терпеливость. //**Гомилии на Евангелие от Матфея.**// ---- Предтече грядущего надлежало разрешить все ветхое: страдания, проклятья, скорбь, пот, – и самому тоже иметь некие знаки такого дара, и уже быть выше того осуждения. Посему он не пахал землю, не прокладывал борозду и не ел хлеб в поте лица своего, но трапеза его была какая придется, а одежда еще легче трапезы, а жилье еще беспечнее одежды. Он не нуждался ни в крыше, ни в ложе, ни в столе, ни в чем-либо подобном, но в этой плоти показывал ангельскую жизнь. Потому и был у него шерстяной плащ, чтобы этим примером научить нас отказу от всего человеческого и от всего общего с землей и возврату к прежнему благородству, в котором Адам был до того, как стал нуждаться в одежде и платье. //**Гомилии на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед** Употребляя в пищу акриды, он окрылялся душою; насыщая себя медом, делался способным вести речи более сладостные и полезные, нежели мед; облекая свое тело в одежду из верблюжьей шерсти, он показывал собой образец подвижничества... Змея сбрасывает с себя старость, протискиваясь сквозь узкое место, и, через стеснение сняв с себя ветхость, омолаживается всем телом. Так и ты: войди через узкую и тесную дверь (ср. [[new:mf:07:13|Мф. 7:13-14]], [[new:lk:13:24|Лк. 13:24]]), стесни себя постом, отврати себя от погибели и сложи с себя ветхого человека вместе с делами его (ср. [[new:ef:04:22|Еф. 4:22]], [[new:kol:03:09|Кол. 3:9]]). //**Огласительные слова для просвещаемых.**// ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса** Голос совести строг, суров... Не пренебрегай им, как бы он ни был неприятен... Слушайся его! Иоанн сказал им в ответ: ...//стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его// [[new:in:01:26|(Ин. 1:26-27)]]. //Идет за мною Сильнейший меня... Он будет крестить вас Духом Святым// [[new:mk:01:07|(Мк. 1:7-8)]] //и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу// [[new:mf:03:11|(Мф. 3:11-12)]]. И в чистой совести естественного человека, не просвещенного христианством, стоит «Некто», Которого она не знает. Это – Бог. Человек чаще обращается к Нему после житейских впечатлений и влияний, но Он впереди всего. Он сильнейший... Когда душа потянется к Нему, тогда она поймет, что это Тот, у Которого она недостойна развязать ремень обуви. Это – Бог. Только Бог может в корне изменить человеческое ничтожество. И чистая душа понимает это. Только Бог может огнем истребить человеческий смрад и вдохнуть дыхание новой жизни веянием очистительно-творческой силы Святого Духа. Таково крещение души: смерть в огне, погребение и восстание в воде очищения и обновление в благодати Святого Духа. //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед** У Иоанна Крестителя была праведная мать, а отец его был священник. Однако ни любовь матери, ни власть отца не смогли удержать его в родительском доме, где непорочность его могла подвергнуться мирским искушениям. Он поселился в пустыне, где глаза его, ищущие Христа, отказывались видеть что-либо другое. Его грубая одежда, кожаный пояс, пища, состоявшая из саранчи и дикого меда, – все было ради нравственного совершенствования и воздержания. Следуя его примеру, монахи, сыновья пророков, о которых мы читаем в Ветхом Завете, тоже строили себе лачуги рядом с Иорданом; они уходили от шума городов и питались ячменем и полевыми травами (ср. [[old:4ts:04:38|4Цар. 4:38-39]], [[old:4ts:06:01|6:1-2]]). Пока ты сам пребываешь в родной земле, считай свою келью раем, срывай разнообразные плоды Писания, наслаждайся ими и радуйся их сочетанию (ср. [[old:ps:118:069|Пс. 118:69-70]]). //**Послания.**// ---- Иоанн опоясан кожаным поясом; об Илии, в котором нет ничего изнеженного или женственного, но лишь мужское и твердое (он даже видом своим был обросший), тоже написано, что он носил пояс [[old:4ts:01:08|(4Цар. 1:8)]]. //**Об Исходе.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед** Мы уже говорили об этом в Евангелии от Матфея; теперь же скажем только о том, что там опущено, именно: что Иоаннова одежда была знамением сетования, и пророк показывал таким образом, что кающемуся должно плакать, так как вретище обыкновенно служит знаком плача; кожаный же пояс означал омертвелость иудейского народа. А что сия одежда означала плач, об этом говорит сам Господь: //"Мы пели вам печальные песни// (славянское "плакахом"), //и вы не рыдали"//, называя здесь плачем жизнь Предтечи, потому что далее говорит:// "Пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес"// [[new:mf:11:17|(Мф. 11, 17-18)]]. Равно пища Иоаннова, указывая здесь, конечно, на воздержание, была вместе и образом духовной пищи тогдашних иудеев, которые не ели чистых птиц небесных, то есть не помышляли ни о чем высоком, а питались только словом возвышенным и направленным горе, но опять упадающим долу. Ибо саранча ("акриды") есть такое насекомое, которое прыгает вверх, а потом опять падает на землю. Равным образом народ ел и мед, производимый пчелами, то есть пророками; но он оставался у него без ухода и не был умножаем углублением и правильным разумением, хотя евреи и думали, что они разумеют и постигают Писание. Они имели Писания, как бы некоторый мед, но не трудились над ними и не исследовали их. ===== Климент Александрийский ===== **Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед** Блаженный Иоанн презрел даже овечью шерсть как отдающую роскошью, и избрал себе шерсть верблюжью. В нее он и облекся, знаменуя простоту и прямодушие жизни. Он **ел акриды и дикий мед** (ср. [[new:mf:03:04|Мф. 3:4]]) – эту сладчайшую духовную пищу, приготовляя смиренные и целомудренные пути Господни. Разве мог одеться в дорогую одежду тот, кто отвернулся от бахвальства общественной жизни и жил в пустыне для Бога – в спокойном уединении, вне суеты, глупости и мелочности?! //**Педагог.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед** Иоанн, казалось бы, сам мог стать высшим служителем закона, однако он предпочел роль провозвестника нового служения, а не последователя и наследника старого, и учил незыблемому пониманию истины. Просвещенный Духом, он избрал проповедь новозаветных таинств людям, позванным в пустыню, а не служение в Храме для тех, кто приходил бы к нему, как к члену почетного ветхозаветного священства, существовавшего в то время. Иоанн выбрал жажду и голод в долгом одиночестве, а также одежду из шерсти верблюдов, которую он подпоясывал кожаным ремнем, поставив такое одеяние выше шитых золотом одеяний священников. Именно так, братья мои, заслугами высшей праведности он и снискал себе славу пророка. И хотя явил небрежение священничеством отца, он, несомненно, стал лучшего священничества провозвестником и предтечей. //**Гомилии на Евангелия.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед** Акриды – вид саранчи, очень обыкновенная пища на востоке у бедных людей. Саранча – это небольшое крылатое насекомое. Дикий мед – это мед диких пчел, или жидкость медоподобная, истекавшая из некоторых деревьев, как то пальмы, фиги; на вкус он горький. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** **Иоанн носил одежду из верблюжьяго волоса** (бе оболчен власы велблужди). Это был волос длинный, толстый и колючий, из которого в древности делали грубую ткань и ныне на востоке делают одежду для себя бедные люди и монахи. **Ел** (ядый) **акриды и мед дикий** (дивий). Под акридами должно разуметь вид саранчи, которая служит очень обыкновенной пищей на востоке у бедных людей. Некоторые, впрочем, думают, что акриды суть верхушки травы, а иные – дикие яблоки (Феоф.). Под диким медом разумеется мед диких пчел, находившийся в изобилии в скалах и дуплах дерев пустыни (Мих.). Мед этот весьма горький на вкус (Афан.). Следовательно, и одежда, и пища у Иоанна Крестителя были подвижнические, и как своими речами напоминал он прор. Исаию, так своей суровой подвижнической жизнью живо напоминал другого древнего великого пророка Илию. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед** Об одеянии Иоанна евангелист Марк говорит согласно с Матфеем [[new:mf:03:04|(Мф.3:4)]], но описывает это одеяние уже после того, как упомянул о толпах народа, приходивших к Иоанну креститься. Не был ли Марк сам в числе тех, которые совершали путешествие в пустыню к Иоанну? По крайней мере, едва ли можно допустить, чтобы он, будучи молодым человеком и, несомненно, интересуясь религиозными вопросами, мог спокойно сидеть дома в Иерусалиме в то время, когда поблизости, в пустыне Иудейской, совершаемо было Иоанном символическое действие великой важности – крещение. [<10>]