[<10>] ====== Толкования на Мк. 1:11 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение** В отношении Бога не следует понимать телесным образом: непостижимое рождение Сына, бесстрастное рождение Отцом. За пределами всякого понимания: Отец из Себя рождает Сына как Бог истинный Бога истинного. //**Пять книг о вере.**// ===== Свт. Григорий Чудотворец ===== **И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение** См. Толкование на [[new:mk:01:10#svt_grigorij_chudotvorec|Мк. 1:10]] ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение** Разверстие небес и низшествие Духа сами по себе были уже разительным свидетельством о Божественном достоинстве Крещаемого, ибо кому когда разверзались небеса? На кого сходил таким образом Дух? Но чтобы не осталось ни малейшего места сомнению, чтобы еще полнее засвидетельствовать, как велико участие неба в том, что происходило теперь на земле – **«глас бысть: сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих»**. Для кого сей глас? Для Иоанна, если только он мог слышать, после того, что видел; для учеников Иоанновых, из коих некоторые могли находиться вблизи; для всех Иудеев, кои имели услышать потом о чудесах, случившихся при крещении Иисуса; наконец, для всех нас, кои, последуя сему гласу, признаем и исповедуем в Сыне Марии Единородного от Отца, нашего Спасителя, Господа и Судию. Не мог ли быть нужен сей глас в каком-либо отношении и для Самого Крещаемого? Разве для Его беспредельного смирения, которое всегда готово было отказаться, если можно, от самой славы Своего великого предназначения [[new:fil:02:06|(Флп. 2:6]], [[new:fil:02:17|17]]; [[new:mf:26:39|Мф. 26:39)]]. **//Беседа в день Крещения Господня.//** ---- Дважды только, во все пребывание на земле Сына Божия, слышан был глас к Нему Отца: при Иордане и на Фаворе; и в том и другом случае – един и тот же. Как после сего должен быть важен глас сей! И для кого он, если не для нас? Для Самого Сына? Но Он, будучи Сыном //«любве Отчей»// [[new:1in:02:15|(1Ин. 2:15)]], и без того знает совершенно, как Его любит Отец. Для Иоанна? И он же //«возбраняше Ему, глаголя: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?»// [[new:mf:03:14|(Мф. 3:14)]] Следовательно, знал, Кого крестил. Для учеников Иисусовых? Их еще не было при Учителе. Для народа Иудейского? И его нисколько не видно при Крещении Иисусовом. После сего, что значит глас с неба, как не слово и проповедь ко всему миру! Что же вещает Отец? **«Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих!»** О любезного и сладчайшего гласа! Итак, чего ожидали праотцы, о чем предвозвещали пророки, что прообразовал закон и обряды, чего чаяла и о чем воздыхала вся тварь, то самое исполнилось во всей силе: Бог, Сам Бог и Господь явися нам! И как явися? Облеченный нашей плотью, приняв на Себя наши грехи, принесши нам всю Свою премудрость и правду, всю жизнь и все благословения. О радости и торжества истинно всемирного! Злополучные праотцы рода человеческого, восстаньте из персти и поклонитесь Тому, Который, будучи Сыном Божиим, благоволил соделаться и вашим сыном, дабы стереть главу змия, вас прельстившего! Законодатель Синая, спеши на Иордан узреть уже не следы славы Божией, а самое лице Божие, которое так пламенно желал ты видеть, и не видел: ибо теперь, //"видевый... Сына, виде Отца"// [[new:in:14:09|(Ин. 14:9)]]. Мудрец Израилев, перестань и ты вопрошать: //«аще истинно вселится Бог с человеки на земли!»// [[old:3ts:08:27|(3Цар. 8:27)]]. Он вселился истинно, приобщился крови нашей так, что теперь ничто не разлучит плоти и в ней нашего человечества от Его Божества. Но что за сила Божественного гласа? Для чего свидетельствует так о Возлюбленном Сыне Отец? Для того, дабы мы не могли не узнать, что нам даровано Его безпредельной любовью, дабы познали Сына, прияли Его, как должно, и приняли от Него все, что Он принес нам от Отца Его и нашего, Его по естеству, нашего – по благодати. «Вы, – как бы так вещает нам с неба Отец, – удалившись от Меня, находитесь во тьме и сени смертной; никакие усилия вашего разума не могут извести вас из сей тьмы; вот вам Свет и Источник всякого света, Наставник, в Коем все сокровища премудрости и разума: **«Сей есть Сын Мой Возлюбленный!»** – Вы, увлекшись змииным советом, сделались неоплатными должниками пред Моим правосудием, впали в тяжкий плен греха и страстей, так что самая добрая воля наша, при всех усилиях, не в состоянии расторгнуть сих уз, исторгнуть корень прирожденной порчи; вот вам Решитель всех долгов и уз, Целитель душ и сердец, Который возьмет от вас все ваши неправды и подаст вам всю Свою правду: **«Сей есть Сын Мой Возлюбленный!»** Вкушение плода запрещенного внесло в вашу природу семена тли и разрушения; вооруженная жалом греха смерть поражает вас на каждом шагу вашей жизни, и нет избавляющего; вот вам Владыка жизни и смерти, Который, имея //«живот в Самом Себе»// [[new:in:05:26|(Ин. 5:26)]], подобно Мне, всех, «//ихже хощет, живит//: **Сей есть Сын Мой Возлюбленный!**» [[new:in:05:21|(Ин. 5:21)]] Над вами носится темная власть //«имущего державу смерти»// [[new:evr:02:14|(Евр. 2:14)]], духа злобы поднебесной, который, погубив праотца, силится погубить и всех вас, его потомком; для сражения с ним, для низложения его потребны оружия не плотские, коих нет у вас; вот вам Давид, Который может низложить сего гордого Голиафа: **«Сей есть Сын Мой Возлюбленный!»** Он со всею верностью приведет в действо все Мои благие советы о вас и вашем спасении; Он исправит все, что в вас и природе вашей есть нечистого, богопротивного и смертоносного. Он откроет вам все пути к достижению цели бытия вашего, к возвращению на путь правды и блаженства, к соединению со Мною. Итак, оставив все недоумения, всякую болезнь и всякую гордость, приимите всем сердцем, всем существом вашим Возлюбленного Сына Моего, к вам ниспосланного: //«Того послушайте!»// Идите за Ним всюду, куда Он ни поведет вас, делайте все, что ни повелит вам; скажет: любите врагов, – любите; скажет: возьмите крест, – берите; велит распять на нем плоть, – распинайте! Он знает, что повелевает, и на все, что повелено, подаст вам силы. //«Сей есть Сын Мой Возлюбленный: Того послушайте!»// **//Беседа на день Богоявления Господня.//** ===== Сщмч. Ипполит Римский ===== **И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение** Ради чего Отец ниспослал с неба Святого Духа на Сына?.. Чтобы узнали о непреложности Отчего гласа... Какого гласа? **Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение**. Сей есть именуемый сыном Иосифа и Мой Единородный по Божеской сущности... испытывающий голод (ср. [[new:mf:04:02|Мф. 4:2]], [[new:mf:21:18|21:18]], [[new:mk:11:12|Мк. 11:12]], [[new:lk:04:02|Лк. 4:2]]) и накормляющий тысячи (ср. [[new:mf:11:28|Мф. 11:28-29]]), утомляющийся и упокояющий утомленных, не имеющий, где приклонить голову (ср. [[new:mf:08:20|Мф. 8:20]], [[new:lk:09:58|Лк. 9:58]]); и все держащий в руке (ср. [[new:evr:01:03|Евр. 1:3]], [[new:lk:04:18|Лк. 4:18]], [[new:2kor:03:17|2Кор. 3:17]]); страдающий и исцеляющий страдания; заушаемый (ср. [[new:in:13:03|Ин. 13:3]]) и дарующий свободу миру (ср. [[new:in:18:22|Ин. 18:22]]); пронзаемый в ребро (ср. [[new:in:19:34|Ин. 19:34]]) и исправляющий ребро Адамово. //**О богоявлении.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение** Тот, в Ком крещение всех, приходит креститься, чтобы явить Себя в Иордане. Иоанн, увидев Его, руки простер и так, умаляя, промолвил: Господи, крести себя Сам, ибо крещеньем Своим очищаешь Ты всех! Чиста купель у Тебя: источник, в котором святость и совершенство. Говорит наш Господь: так Я хочу - приблизься, крести Меня сам, Ибо не можешь противиться Моему ты желанью креститься от тебя, как хочу... Стремлюсь, и угодно так Мне, почему ж, Иоанн, ты колеблешься? Оставь же почтительность: приди и крести, чего ж ты стоишь?.. Страх перед Господом пусть не держит тебя исполнить желанье Мое... Для того ты и призван, чтоб крещенье Мое совершить. Крещеньем Моим освятятся воды, и огонь, и Дух от Меня примут, А если не крестишь Меня, то воды не станут способны рождать младенцев бессмертных. Молчали силы небес, наблюдая, как нисходит Жених в Иордан. Крестился Святой и тотчас поднялся, и сияет свет Божий над миром. Открылись неба врата, и свыше послышался голос Отца: **Сей есть Сын Мой возлюбленный** - покайтесь и чтите Его, все народы! Изумились все зрящие Духа, увидев, как нисходит в свидетельство славы о Нем. Богоявленьем Своим Он возрадовал всех, ибо явлением сим миры освятились. Окончил я песнь о Господе Нашем и Иоанне. //**Гимны на Рождество.**// ===== Блж. Августин ===== **И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение** Здесь ясно представлена Троица: Отец - голосом, Сын - человеком, Дух - голубем. //**Трактат на Евангелие от Иоанна.**// ---- В некоторых местах Писания Троица являет Себя через творения как по отдельности, так и поочередно: Отец - в голосе: **Ты Сын Мой**; Сын - в человеке, рожденном от Девы; Дух Святой - в телесном облике голубя. Все это явлено по отдельности, но Троица ни в коем случае не раздельна. Чтобы лучше представить себе это, вспомним о нашей памяти, разуме и воле. Хотя и перечисляем их здесь по отдельности, тем не менее не можем что-либо делать или что- либо говорить, воспользовавшись из них чем-то одним. Не следует полагать, однако, что этот пример дает точное сравнение с Троицей и что Она складывается из частей. Кто станет спорить о том, что в сравнении нет полного соответствия между частями? И разве можно Творцу приписать сходство с творением? //**Послания.**// ---- Каждый из евангелистов имел в виду слова гласа небесного, однако некоторые из них пересказали смысл сказанного своими словами так, однако, чтобы получившаяся фраза по-прежнему соответствовала выражению: **В Тебе Мое благоволение**, то есть через Тебя совершается то, что Мне угодно (ср. [[new:lk:03:22|Лк. 3:22]], [[new:mf:03:17|Мф. 3:17]]). //**О согласии евангелистов.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение** См. Толкование на [[new:mk:01:09#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 1:9]] ===== Ориген ===== **И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение** В реке Иордане явилась людям Троица. Ибо если Отец засвидетельствовал, Сын был Тем, о Ком свидетельствовалось, а Святой Дух показался, то как не троично Божество? //**Фрагменты на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение** См. Толкование на [[new:mk:01:09# prot_ioann_buxarev |Мк. 1:9]] ---- Это говорит Ему Бог, у Которого всегда «сегодня». Ибо нет у Бога вечера, а я думаю, и утра, - есть только то, что сопростирается Его безначальной и вечной жизни. Есть, так сказать, Его сегодняшний день, в который родился Сын, так что ни начала Его рождения, ни «дня» Его не найти. //**Комментарии на Евангелие от Иоанна.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение** См. Толкование на [[new:mk:01:10#lopuxin_ap|Мк. 1:10]] [<10>]