[<10>] ====== Толкования на Мк. 1:13 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему** Искушение происходит тремя путями: через внушение, наслаждение и согласие. Когда искушаемся - большей частью через наслаждение, но и также и через согласие согрешаем, - то, зная о грехах плоти, внутри себя ощущаем борьбу. Но Бог, воплотившийся в чреве Девы, пришел в мир без греха и не имел в Себе никакого противоречия. Следовательно, искушаться Он мог внушением, однако наслаждение греха не коснулось Его разума. Посему все это дьявольское искушение происходило извне, но не внутри. //**Гомилии на Евангелия.**// ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **И был (Господь в пустыне) со зверями; и ангелы служили Ему** Когда человек, пошедший к Богу, останется в пустыне жизни, на него набрасываются звери. Звери — это страсти человека. Они кругом обступают душу и грозят ей. Разве они не кровожадные звери? И разве не терзания они приносят христианской душе? — Мужайся, борись... Так должно быть. А затем: ты не один! **Ангелы служили Ему**. Вот твоя невидимая охрана. Божия рука теперь сопутствует тебе, и ограждение твое крепко. Только не изменяй Богу! См. также Толкование на [[new:mk:01:12#sschmch_grigorij_lebedev|Мк. 1:12]] //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему** См. Толкование на [[new:mk:01:12#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 1:12]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему** См. Толкование на [[new:mf:04:02#prp_maksim_ispovednik|Мф. 4:2]] ===== Беда Достопочтенный ===== **И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему** Согласно трем евангелистам, после крещения Господь в одиночестве в течение сорока дней постился (ср. [[new:mf:04:02|Мф. 4:2]], [[new:lk:04:02|Лк. 4:2]]). На самом же деле нас Он учил и нам Своим примером показывал, чтобы мы после получения отпущения грехов укреплялись постом, молитвой и другими дарами Духа, дабы в нас, пока мы пребываем в изумлении и волнении, не вернулся дух нечистый, который из сердца нашего был изгнан крещением, и дабы нас, еще не заполненных духовными богатствами, входящий дух не вверг в семикратную погибель так, что наше новое состояние стало бы хуже прежнего (ср. [[new:mf:12:43|Мф. 12:43-45]], [[new:lk:11:24|Лк. 11:24-26]]). Потому станем всячески остерегаться, чтобы пороком грехов не возжечь в себе самих огня, который перекроет путь нашей жизни. Меч же пламенный, который охраняет врата рая (ср. [[old:gen:03:24|Быт. 3:24]]), крещенским источником для всякого верующего уже погашен и устранен, чтобы мы могли вернуться назад; лишь для неверующих остается он неизменным. Но и для ложноверующих - званных, но не избранных (ср. [[new:mf:20:16|Мф. 20:16]], [[new:mf:22:14|22:14]], [[new:lk:14:24|Лк. 14:24]]), когда после крещения не побоятся совершить преступление, как иногда после тушения - в тот же час огонь разгорается, чтобы не смогли войти в Царство, которого ищут притворно и двоедушно, скорее коварными зубами, нежели простыми глазами голубя. //**Гомилии на Евангелия.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему** **Искушаем сатаною**. Евангелист Матфей [[new:mf:04:01|(Мф. 4:1-]][[new:mf:04:11|11)]] повествует об искушении Иисуса Христа подробно, – как дьявол искушал Его невоздержанием, видя Его долговременный пост, затем честолюбием, повелевая Ему броситься с кровли храма в надежде на хранение Ангелов, и, наконец, корыстолюбием, обещая Ему все сокровища земные, если Христос поклонится ему. Евангелист же Марк повествует о сем искушении кратко, в двух словах. **И был** (бе) **со зверями**. Это – черта, указываемая только еванг. Марком. Этим говорит он, что Иисус Христос, как восстановитель рода человеческого в первое райское состояние, был среди зверей, как Адам в раю, когда ему были послушны и нестрашны самые дикие звери, и ни один из них не сделался для Него орудием искушения, как некогда змей из среды их послужил орудием падения прародителей (Мих.). **Ангелы служили** (служаху) **Ему**. Ангелы приступили к Иисусу Христу для служения уже по окончания искушения, как это видно из повествования Матфея [[new:mf:04:11|(Мф. 4:11)]]. Таким образом, во время искушения Христос был одинок, чтобы победа над искусителем принадлежала исключительно Ему одному (Мих.)."Пока продолжалась брань, Христос не допускает являться Ангелам, чтобы не отогнать того, кого надлежало уловить" замечает при этом св. Златоуст. Чем Ангелы послужили Господу, об этом не сказано в Евангелии. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему** Евангелист Марк кратко передает об искушениях Христа диаволом, очевидно имея пред собой уже подробное изложение истории искушения у евангелиста Матфея [[new:mf:04:02|(Мф.4:2–10)]]. Но он прибавляет, что Христос был в пустыне //«со зверями».// Этим евангелист хочет сказать, что Христос восстановил через Свою победу над сатаной те отношения подчиненности зверей человеку, в каких все животные находились по отношению к еще безгрешному Адаму. Пустыня, таким образом, превращена Христом в рай (ср. [[old:iov:05:23|Иов.5:23]]; [[old:is:11:06|Ис.11:6]] и сл.). //«И Ангелы...»// (см. [[new:mf:04:11|Мф.4:11]]). [<10>]