[<10>] ====== Толкования на Мк. 1:23 ====== ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== Ст. 23-26 **В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал (когда Господь вошел в синагогу): оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас... Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него** Здесь образ столкновения мира Христа и мира земли. Мир земли не выносит мира Божия, и в душе, начавшей борьбу за добро, он ожесточенно выталкивает добро: «Оставь меня, это мне не годится... Это не для меня». И в первых схватках добра со злом, когда в душе, поддерживаемой Божией силой, начинает поборать мир добра, зло оставляет насиженное гнездо, всячески потрясая душу. Запомни. Такая же нетерпимость мира земли давит на христианскую душу и со стороны, со вне, когда душа соприкасается с миром земли. //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 23-28 **В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее** Злые духи называются //"нечистыми"// потому, что любят всякие нечистые дела. Выйти из человека бес почитает //"погибелью"// для себя. Злобные бесы и вообще вменяют в злострадание себе, когда не позволяется им делать людям зло. Притом, будучи плотолюбивы и привыкши услаждаться веществом, они как бы терпят большой голод, когда не живут в телах. Поэтому Господь и говорит, что бесовский род изгоняется постом. Нечистый не сказал Христу: Ты свят, поскольку и из пророков многие были святы, но сказал //"Святый"//, то есть Единственный, в существе Своем Святый. Но Христос заставляет его молчать, дабы мы знали, что бесам должно заграждать уста, хотя бы они говорили и правду. Бес мечет и сильно трясет одержимого им, чтобы очевидцы, видя, от какого бедствия избавляется человек, ради чуда уверовали. **//Толкование на Евангелие от Марка.//** ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 23-24 **В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий** **И бе в сонмище** (был в синагоге). О синагоге чит. в объясн. [[new:mk:01:21|(Мк.1:21)]]. **Их** – жителей города Капернаума (чит. [[new:mk:01:21|Мк. 1:21]]). **Человек в дусе нечисте** (одержимый духом нечистым) или, иначе, бесноватый. Бесноватые, это – такие люди, в которых входили бесы и овладевали их душевными и телесными силами. Известно, что со времени греха Адамова бесы получили некоторую силу и власть над людьми, как бы над своими пленниками и рабами [[new:ef:02:02|(Еф. 2:2)]], поэтому они могли входить в людей, жить в них и мучить их, например, повергать в разные болезни: глухоты, немоты и т.п., как мы видим в Евангелии. Бесноватых особенно было много до Иисуса Христа, так как дьявол еще не был поражен Его крестной смертью. Со смертью же Иисуса Христа бесы потеряли эту свою силу. Но есть и могут быть бесноватые и теперь, по воле и попущению Божию. Бог попускает бесам входить в людей и мучить их за их греховную жизнь, особенно за гордость и нераскаянность. Некоторые не хотят признавать того, чтобы злые духи могли входить в людей и мучить их, и болезни бесноватых объясняют расстройством нервов. Но это неверно: потому что, во-первых, Христос и апостолы обращаются к бесноватым, именно как к людям, одержимым духами; во-вторых, духи в бесноватых говорят и действуют самостоятельно, как отличные от самих одержимых; они представляются оставляющими тело человека больного; в-третьих, Христос, разговаривая с духами, спрашивает об их имени, повелевает им молчать, изгоняет их, и они оставляют больного, и больной после того делается здоровым; в-четвертых, дух может овладевать способностями человека и даже его телесными действиями, потому что и между нами бывает так, что один управляет другим. – Бесноватый **вскричал**, т. е. в это время случился с ним припадок беснования, который выразился в крике, произведенном бесом. **Что Тебе до нас** (что нам и тебе), т. е. какое Тебе дело до нас [[old:2ts:16:10|(2Цар. 16:10)]], **Иисус Назарянин**? Так называют Господа, потому что Он жил и воспитывался в Назарете [[new:mf:02:23|(Мф. 2:23)]]. **Ты пришел погубить нас. Вем Тя, кто еси** (знаю Тебя, кто Ты), **Святой Божий**. – **Знаю Тебя** и пр. Бесы знали в Иисусе Христе Мессию, Сына Божия, и считали Его врагом и повелителем своим, потому что видели, что Он пришел разрушить злые дела их, поэтому и говорят: **Ты пришел погубить нас**. Один из духовных писателей замечает при этом: „Земля не познала своего Царя, пришедшего в образе одного из земнородных ее чад; но о Нем свидетельствовало небо [[new:lk:02:11|(Лк. 2:11;]] [[new:lk:03:02|3:2;]] [[new:mf:03:17|Мф. 3:17)]], а теперь свидетельствует ад“ (Сборн. Барс.). По повествованию евангелиста Матфея об исцелении бесноватого в стране Гадаринской, бесы кричали: //Ты пришел мучить нас// [[new:mf:08:29|(Мф. 8:29)]], т. е. как слуг сатаны, преследовать их, изгонять и ввергать в ад для мучения [[new:lk:16:23|(Лк. 16:23;]] [[new:otkr:14:10|Откр. 14:10)]]. Свящ. писание учит, что до времени страшного суда злым духам попущено искушать и иногда мучить людей; в день же суда они окончательно будут осуждены на вечные мучения, и злые люди вместе с ними [[new:2pet:02:04|(2Пет. 2:4;]] [[new:iud:06:start|Иуд. гл. 6)]]. Слово **погубить** сильнее, чем слово //мучить//. Оно значит разрушить, упразднить все демонское царство, а не только подвергать бесов мучению. **Святой Божий**. Злой дух не сказал: Ты один из святых Божиих, которых много, но говорит: Ты еси Святой Божий, потому что Господь один свят по существу, другие же святы, как причастники благодати Его (Афан. Вел.). //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал** См. Толкование на [[new:mk:01:22#lopuxin_ap|Мк. 1:22]] [<10>]