[<10>] ====== Толкования на Мк. 2:11 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой** Повеление расслабленному, чтобы тот взял постель и пошел, предполагало, что он уже стал здоров, хотя все еще молился об исцелении. //**Пять книг о вере.**// ===== Свт. Григорий Палама ===== Ст. 11-12 **тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали** Эти слова и чудо явились опровергающим ответом на мысли книжников, но, с другой стороны, они как-то гармонируют с ними: ибо это – правда, что никто из людей не может своей властью отпускать грехи. Но в том-то и заблуждение и безумие фарисеев, что они считали Христа за простого человека, и не видели в Нем Всемогущего Бога. Ибо произошло то, что никто никогда не видел и не слышал ранее, именно: ныне явился Бог и Человек, имеющий сугубую природу и обладающий сугубым действием («энергией»): говорящий действительно, так как это свойственно нам, людям, творящий же елика хощет – словом и единым повелением, как – Бог, и Своими делами уверяющий, что Он – Тот, Кто в начале все создал, как говорится в псалме: //«Рече, и быша, Той повеле, и создашася»// [[old:ps:032:09|(Пс. 32:9)]]. Посему и в этом случае за Его словом немедленно последовало и дело. – **«И взем одр, изыде пред всеми: яко дивитися всем»**. Ибо и среди людей прощение проступков, если кто обидел кого, часто производится словом, но чтобы болезнь, и то таковая болезнь, могла обратиться в бегство силою единого повеления и слова, это возможно – только Богу. Посему Евангелист говорит, повествуя, что все видящие (совершенное Господом исцеление расслабленного) удивлялись и прославляли Бога, т.е. Его, конечно, Творца сего неизреченного чуда, лучше же сказать, – Творящего славные и страшные дела, которым нет числа, – говоря: **«Яко николиже тако видехом»**. Но те люди, действительно, таким образом словами воздавая славу и возвещая чудо, большее всех прежде бывших чудес, говорили: **«Николиже тако видехом»**. Мы же не можем теперь так говорить: потому что мы видим многие и гораздо большие, чем это, дела, совершенные не только Христом, но и Его Учениками и бывшими после них преемниками, и то совершаемые единым призыванием имени Христова. Посему, братие, теперь уже мы Его будем прославлять делами, возвышенным умом воспринимая это чудо, как пример для добродетели: ибо всякий предающийся услаждениям, расслаблен душою, лежит на одре сладострастия с соответствующей сему расслабленной разнузданности тела. Но когда, убежденный евангельскими увешаниями, покаявшись, он восторжествует над своими грехами и над порожденной ими расслабленностью души, тогда он бывает приносим ко Господу сими четырьмя: презрением к себе, исповедью согрешений, обещанием на будущее воздерживаться от зла и молитвой к Богу. Но они не могут приступить к Богу, если только не раскроют крышу, разметав черепицы, глину и иной материал. Кровлей же в нас является мыслительная часть души, как все в нас покрывающая; заключает же она в себе как бы многочисленный, нагроможденный материал, имеющий отношение к страстям и к земному. И вот, когда это состояние станет расцеплено и уничтожено сими вышереченными четырьмя, тогда действительно мы сможем быть спущенными, т.е. истинно смириться и припасть и приступить ко Господу, и просить и получить от Него исцеление. Но когда же совершаются эти дела покаяния? – Когда Иисус пришел //«в Свой град»//, т.е. во плоти пришел в мир, который является Его собственностью, как Его создание, как и Евангелист говорит о Нем: //«Во Своя прииде, и Свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его»// [[new:in:01:11|(Ин. 1:11-12)]]. Посему и расслабленный духом, с верою таким образом припадающий, немедленно же слышит от Него: **«Чадо»**, и воспринимает и отпущение грехов и исцеление, и не только это, но и силу приемлет к тому же, чтобы взять свой одр, на котором он лежал прикованный к нему, и нести. Под **«одром»** же разумей – тело, в котором покоится ум, следующий плотским стремлениям, и который, подавленный телом, придерживается дел греховности. Но после выздоровления, наш ум является теперь ведущим и носящим тело, как подвластное ему, и им являющий плоды и дела покаяния, так что видящие прославляют Бога, видя сегодня Евангелистом того, кто вчера быль мытарем, Апостолом – гонителя, Богословом – разбойника, сыном Небесного Отца – того, кто незадолго перед тем обитал со свиньями, – если же хочешь, – и (не просто сыном Небесного Отца, но и) восхождение в сердце полагающего и идущего от славы в славу и простирающегося изо дня в день к большему. **//Омилия 10. Во вторую неделю Святой Четыредесятницы.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== **тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой** См. Толкование на [[new:mk:02:01#svt_nikolaj_serbskij|Мк. 2:1]] ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой** См. Толкование на [[new:mk:02:05#sschmch_grigorij_lebedev|Мк. 2:5]] ===== Блж. Августин ===== **тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой** Тебя носила постель, не ты носил её. Расслаблен ты был внутри. //**Толкование Псалмов.**// ===== Блж. Петр Хрисолог ===== **тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой** **Возьми постель твою**, - то есть неси то, что носило тебя. Поменяй их местами, чтобы свидетельство немощи стало подтверждением здоровья, чтобы ложе печали стало знаком твоего исцеления; чтобы тяжесть его стала весом твоей восстановленной силы. //**Собрание проповедей.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой** См. Толкование на [[new:mk:02:06#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 2:6]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой** См. Толкование на [[new:mk:02:10# prot_ioann_buxarev |Мк. 2:10]] ===== Лопухин А.П. ===== **тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой ** См. Толкование на [[new:mk:02:10#lopuxin_ap|Мк. 2:10]] [<10>]