[<10>] ====== Толкования на Мк. 2:19 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься** Настоящее омертвение рождается в душах не по причине голода хлебного и не от жажды этой осязаемой воды, но от голода по слышанию Слова Господня. Ибо //не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих// [[new:mf:04:04|(Мф. 4:4]], [[new:lk:04:04|Лк. 4:4]]). Посему **сыны чертога, доколе с ними Жених, не могут поститься**. //**Толкование на пророка Исайю.**// ===== Свт. Григорий Богослов ===== **И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься** **Сыны чертога брачного не могут поститься, когда рядом Жених** (ср. [[new:mf:09:15|Мф. 9:15]], [[new:lk:05:34|Лк. 5:34]]), или видимый телесно (ибо время Его пребывания есть время радости, а не тягот), или познаваемый как Слово (ибо зачем поститься телесно тем, кто очищается Словом?). //**О Сыне (Слово 30).**// ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== Ст. 19-20 **И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни** **Женихом** здесь Господь назвал Себя, а **сынами брачными** — Своих учеников, а в лице их и всех верующих. Отнят же жених у сынов брачных в среду и пяток, то есть в среду Господь предан был на распятие, а в пятницу распят. Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом. **//Письма.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься** См. Толкование на [[new:mk:02:18#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 2:18]] ===== Беда Достопочтенный ===== **И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься** С тех пор как воплощение Спасителя было обещано нашим праотцам, святые в слезах и стенаниях ожидали Его вплоть до момента, когда обещанное осуществилось. Подобно сему, после Его воскресения и восхождения на небо все надежды святых были связаны с Его возвращением. Тем не менее, начиная со времени, когда Он говорил с людьми, они уже не могли лить слезы и скорбеть, так как с ними во плоти был Тот, Кого они возлюбили духовно. Итак, Жених - Христос, Невеста Его - Церковь, Сыны жениха (ср. [[new:mf:09:15|Мф. 9:15]], [[new:lk:05:34|Лк. 5:34]]) - члены брачного союза и те, кто верит в Него; время брака - то время, когда через таинство воплощения... Он сочетается со святой Церковью (ср. [[new:otkr:19:07|Отк. 19:7]]). Ради определенной мистерии на брачный пир пришел Тот, Кто для соединения с Церковью в духовной любви сошел с неба на землю (ср. [[new:in:02:01|Ин. 2:1-12]]). Его обителью стало чрево непорочной Матери: в этом чреве Бог принял человеческую природу, из него для союза с Церковью вышел Жених. //**Гомилии на Евангелия.**// ===== Палладий Еленопольский ===== **И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься** Лучше пить вино с разумением, нежели пить одну воду с надменностью. Посмотри на святых мужей, пьющих вино с разумением, и на людей, далеких от Бога, пьющих воду без разумения, и впредь больше не порицай и не восхваляй само вещество, но ублажи или сочти несчастным разум тех, кто пользуется веществом на благо или во вред себе. Иосиф тоже некогда пил вино у египтян, но он не помрачился рассудком, потому что сохранил разум. С другой стороны, одну только воду пили Пифагор, Диоген и Платон, а вслед за ними и манихеи, и весь остальной «сонм» мнящих себя философами, однако в своей необузданности они дошли до такой степени легкомыслия, что не познали Бога, а, напротив, поклонились идолам. Не гнушались употребления вина и те, кто окружал апостола Петра, так что Сам Учитель и Спаситель их был попрекаем за это, когда иудеи высказывали Ему: //«Почему ученики Твои не постятся подобно ученикам Иоанна?»// (ср. [[new:mf:09:14|Мф. 9:14]], [[new:mk:02:18|Мк. 2:18]], [[new:lk:05:33|Лк. 5:33]]). //**Лавсаик.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни** Это первое сравнение. **Сыны чертога брачного** [[old:tov:06:16|(Тов. 6:16)]], т. е друзья жениха, которым доверена от него забота об устройстве брачного чертога и пира, и первые гости на пиру. В этом первом сравнении Христовом выражается следующее: уместна ли печаль для друзей, устраивающих брачный пир, и современен ли для них пост, как выражение печали? В отношении к Иисусу Христу и Его апостолам это значит, что пока Он находится со Своими учениками, им не время печалиться и выражать свою печаль постом. Можно думать, что в это время Предтеча Иоанн был заключен Иродом в темницу [[new:mf:04:12|(Мф. 4:12)]], а потому ученики его имели в этом повод усилить обыкновенный свой пост. „Вот Иоанн, ваш друг и учитель, в темнице, это для вас время скорби и поста“ (Злат. и Феоф.), как бы так говорил Христос ученикам Иоанна. Будет такое время и у Моих учеников: **отнимется у них Жених**. **Отнимется жених**, это указание Господа на время после Его смерти. **Тогда будут поститься**, т. е. после смерти Христовой будут учреждены и у христиан посты; тогда и они будут выражать свою скорбь постами. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься** См. Толкование на [[new:mk:02:18#lopuxin_ap|Мк. 2:18]] ===== Прот. Александр Шмеман ===== **И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься** См. Толкование на [[new:mf:09:15#prot_aleksandr_shmeman|Мф. 9:15]] [<10>]