[<10>] ====== Толкования на Мк. 2:26 ====== ===== Свщисп. Василий Кинешемский ===== **как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?** Эпизод, который указывает Господь, относится к тому времени, когда Давид спасался от преследования Саула, и подробно описан в первой книге Царств, ([[old:1ts:21:01|1 Цар. 21:1]]-6). Хлебы предложения считались великой святыней [[old:lev:24:09|(Лев. 24:9)]], и никто из посторонних не смел их вкушать по закону Моисееву. Однако Давид нарушил это постановление, ибо в противном случае ему и его свите грозила опасность погибнуть от голода. Господь не порицает Давида, ибо постановления закона имеют в виду пользу человека и его души, и там, где буквальное исполнение их связано с очевидным вредом для человека, они, конечно, могут быть отменены. //**Беседы на Евангелие от Марка.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним** См. Толкование на [[new:mk:02:23#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 2:23]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним** **В дом Божий**, – в скинию в городе Помве. **При первосвященнике Aвиафаре**. Здесь – некоторая историческая неточность: по сказанию книги Царств [[old:1ts:21:01|(1 Цар. 21:1)]], в то время, о котором говорит евангелист, первосвященником был не Авиафар, а отец его Авимелех, он же получил это звание после смерти отца. Надо полагать, что св. Марк потому поставил имя Авиaфapa вместо имени его отца, что он был более известен, чем отец. Будучи законным преемником отца, Авиaфap мог помогать ему в исправлении первосвященнических обязанностей и потому был главным действующим лицом в указанном случае с Давидом; кроме сего, он был другом Давида. Назван Авиaфap первосвященником, как преемник отцу в этом звании. **Хлебы предложения**, это – 12 хлебов, которые постоянно лежали на особом столе во второй части скинии, а впоследствии, храма – во святилище. Каждую субботу священники заменяли хлебы новыми. Снятые, как уже освященные, принадлежали священникам, и только они одни должны были есть сии хлебы в храме [[old:lev:24:08|(Лев. 24:8-]][[old:lev:24:09|9)]]. Назывались эти хлебы хлебами предложения, как полагаемые пред лицом Господа [[old:ish:40:23|(Исх. 40:23)]]. И вот Давид, мучимый голодом, по предложению самого первосвященника, за неимением простого хлеба, ел эти священные хлебы; ели даже и его спутники. Таким образом, по-видимому, явно был нарушен закон. Однако же Давид не был осужден, как нарушитель закона. Следовательно, в случае необходимости, позволительно нарушать иной закон, как напр. нарушили закон о субботе Апостолы, срывая колосья для утоления своего голода, и их не следует осуждать за это. У еванг. Матфея еще прибавлено Иисусом Христом что //в субботы// и сами //священники в храме нарушают субботу//, т. е. приносят животных в жертву Богу, и для этого убивают их, снимают с них кожу, приготовляют для жертвоприношения и, наконец, сжигают, и где же они делают это? В самом храме, где закон должен соблюдаться более строго, чем в другом месте, однако же почитаются невинными, т. е. весь этот труд, все это дело священников не вменяется им во грех [[new:mf:12:05|(Мф. 12:5)]]. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним** См. Толкование на [[new:mk:02:23#lopuxin_ap|Мк. 2:23]] [<10>]