[<10>] ====== Толкования на Мк. 2:28 ====== ===== Свт. Евсевий Кесарийский ===== **посему Сын Человеческий есть господин и субботы** При том, что в неделе семь дней, шесть Бог дал нам для работы, а один - для молитвы и отдыха, и избавления от зла, и чтобы, если за шесть дней совершим какие-нибудь прегрешения, в день Господень пришли бы просить за них милости у Бога. Посему иди на утреню в церковь Божию! Приди к Владыке, исповедай Ему свои прегрешения, покайся в молитве и с сокрушением сердца останься на божественную и священную литургию; исполни свою молитву, никоим образом не выходя до отпуста. Узри своего Владыку раздробляемым и раздаваемым, но не истощаемым, и, если совесть у тебя чиста, подойди и приобщись Тела и Крови Господних. //**Проповеди.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **посему Сын Человеческий есть господин и субботы** Что касается до величественнаго изречения Господня: «**Господь есть Сын человеческий и субботе**»: слыша сие, не подумайте, чтобы Господь, создавший субботу, Сам разрушил ее, и позволил попирать ее. Он сказал, что не пришел //разорити закон, но исполнити// [[new:mf:05:17|(Матф. V. 17)]]. И нарекши Себя Господом субботы, Он являет Свое Божество и власть истолковать закон субботы (ибо кто лучше может истолковать закон, как Сам Законодатель?), исполнить его и обновить. Сию власть особенно явил Он в том, что, сохранив сущность первоначальнаго закона – посвящать Богу седьмый день, освятил для сего новый день Своим славным воскресением. Древний день субботный, празднованный в память сотворения мира, не вполне радостный с того времени, как сотворенное повреждено грехом, по справедливости должен был уступить свою славу новому дню воскресному, в память новаго творения, которым мы //созданы во Христе Иисусе на дела благая// [[new:ef:02:10|(Еф. IІ. 10)]], //порождены во упование живо воскресением Иисус Христовым от мертвых// [[new:1pet:01:03|(1 Петр. I. 3)]]. Видите, как Господь субботы не разорил ее, но еще возвысил. И потому, если свят и благоговейно чтим был древний день Господень, день «субботы», то есть, покоя, в память перваго творения временнаго: то не паче ли должен быть свят и благоговейно чтим новый день Господень, день воскресный, день радости новаго творения, пребывающаго во веки? **//Беседа об освящении дня Господня (Напечатана в Твор. Св. Отц. 1849 г. и в собр. 1861 г.) 1849 год//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **посему Сын Человеческий есть господин и субботы** См. Толкование на [[new:mk:02:27#prp_maksim_ispovednik|Мк. 2:27]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **посему Сын Человеческий есть господин и субботы** См. Толкование на [[new:mk:02:23#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 2:23]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **посему Сын Человеческий есть Господин и субботы** Т. е. Он Христос, Который имеет скоро отменить ветхозаветную субботу, может повелеть ученикам Своим уже и теперь заранее отрешаться от нее (Мих.). Он, как Законодатель, имеет власть лучше истолковать закон о субботе и обновить его (Филар.). В христианстве, вместо субботы, празднуется воскресенье с той же целью покоя от всех житейских дел и посвящения сего дня исключительно на дела Божии, пишет епископ Феофан. „Христианское здравомыслие никогда не доходило до житейской мелочности относительно неделания в воскресенье; но зато позволительное разрешение на делание в этот день заведено далеко за пределы должного: отдается все время чреву и угождению прочих чувств. О Боге и благотворении некогда и вспомнить“. А у прочих людей под праздники и в праздники, прибавим, работа, торговля. Тоже некогда вспомнить о Боге и храме. Такое провождение воскресных и праздничных дней – великий грех. О названии Иисуса Христа Сыном Человеческим чит. в объясн. [[new:mk:02:10|(Мк. 2:10)]]. Из повествования о срывании колосьев Апостолами епископ Феофан выводит прекрасное нравоучение пересудчикам других. „Господь не судит пересудчиков фарисеев, а снисходительно толкует им, что ученики сделали поступок, который всякий, рассудив как следует, может извинить. И всегда почти бывает так: рассуди о поступке ближнего, и найдешь, что он совсем не имеет того важного, ужасающего характера, который показался тебе в нем с первого раза. И, чтобы избавиться от греха осуждения, надо возыметь милостивое сердце. Милостивое сердце не только не осудит кажущегося нарушения закона, но и очевидного для всех. Вместо суда он воспримет сожаление и скорее готов будет плакать, нежели укорять. Действительный грех осуждения есть плод немилостивого сердца, злорадного, находящего услаждение в унижении ближнего, в очернении его имени, в попрании его чести“. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **посему Сын Человеческий есть господин и субботы** См. Толкование на [[new:mk:02:23#lopuxin_ap|Мк. 2:23]] [<10>]