[<10>] ====== Толкования на Мк. 3:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его** В иудейской синагоге был человек, имевший сухую руку. Он был сух рукою, но присутствующие здесь были сухи разумением, поскольку не видели, Кто стоит перед ними, и не подозревали о том, что Он может сотворить перед ними чудо. Спаситель же, прежде чем действовать, вразумляет их словом. Зная лукавство их помыслов и глубину их косности, Он сначала увещает их. Желая обуздать буйство их мыслей, Он спрашивает: //Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? Душу спасти или погубить?// Спроси Он их, можно ли работать в субботу, тотчас получил бы ответ: Ты говоришь против закона! Однако Он сказал им то, чего и закон желает, ибо Тот, Кто позаботился о субботних установлениях, позаботился также о душе живой. Ведь если бы субботним днем провалился кто-нибудь в яму, то позволялось вытащить его оттуда, причем не только человека, но также и вола, и осла (ср. [[new:mf:12:11|Мф. 12:11]]). Закон, таким образом, разрешает все то, что может служить ко спасению, ведь и пищу в субботу иудеи принимали. Он спросил их, «должно ли добро делать» (ср. [[new:lk:06:09|Лк. 6:9]]), не для того, чтобы обнаружилось противоречие в их словах, но ради согласия. Но они не сказали «Да», потому что не имели доброго произволения. //**Гомилия о сеянии.**// ===== Свщисп. Василий Кинешемский ===== **И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его** Снова евангелист рассказывает о столкновении, происшедшем между Господом и фарисеями, и снова это столкновение произошло по вопросу о субботе. В вопросе о субботе книжники и фарисеи были особенно неуступчивы и ревнивы, ибо они здесь опирались не просто на древний обычай или предание старцев, но на определенное повеление Божие. Четвертая заповедь Синайского законодательства гласила: //Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай, и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его// ([[old:ish:20:08|Исх. 20:8-11]]). А тридцать первая глава книги Исход говорила еще решительнее: //И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней, пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти// ([[old:ish:31:12|Исх. 31:12-15]]). На основании этих прямых и решительных требований закона Моисеева еврею запрещено было в субботу всякое дело: нельзя было ни развести огня, ни сварить пищи; даже передвижение ограничено было мерою 2400 шагов. Постановления эти поддерживались с неумолимой строгостью, и требование книги Исход о казни за осквернение субботы исполнялось буквально. В книге Числа мы читаем такой эпизод. //Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы; и привели его нашедшие его собирающим дрова [в день субботы] к Моисею и Аарону и ко всему обществу [сынов Израилевых]; и посадили его под стражу, потому что не было еще определено, что' должно с ним сделать. И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана. И вывело его все общество вон из стана, и, побили его камнями, и он умер// ([[old:chis:15:32|Чис. 15:32-36]]). Еще более поразительный случай рассказывается в первой книге Маккавеев. Во время восстания Маттафии отряд возмутившихся иудеев, ревнителей отеческого закона, укрылся в горах, где в субботу и был настигнут войсками царя Антиоха. Когда те начали сражение, иудеи оказались совершенно беззащитными, ибо в субботу не хотели сражаться, и они не отвечали им, ни даже камня не бросили на них, ни заградили тайных убежищ своих, и сказали: мы все умрем в невинности нашей; небо и земля свидетели за нас, что вы несправедливо губите нас. Нападали на них по субботам, и умерло их, и жен их, и детей их со скотом их, до тысячи душ ([[old:1mak:02:36|1 Мак. 2:36-38]]). Так ревниво оберегался среди евреев покой субботнего дня! Правда, требования жизни мало-помалу брали свое, и чтобы не оказаться в безвыходном положении, подобно маккавейскому отряду, пришлось допустить много казуистических отступлений и обходов субботнего закона, но внешне он исполнялся очень строго. Врачебная практика также была запрещена в субботу, и, подводя под понятие врачевания чудесные исцеления больных Господом Иисусом Христом, фарисеи и эту деятельность считали недозволенной. Когда однажды Господь исцелил в синагоге больную скорченную женщину, начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: //есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний// [[new:lk:13:14|(Лк. 13:14)]]. Жалкий буквоед, он не понимал той простой и очевидной истины, что если Богу неугодны были исцеления в субботу, то Он и не допустил бы силе Своей совершаться в них, ибо силой Божиею они были совершены. Зная отношение Господа к вопросу о субботе, фарисеи, рассказывает евангелист Марк, наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. //**Беседы на Евангелие от Марка.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его** См. Толкование на [[new:mk:03:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 3:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст.2-3 **И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину** Предания старцев покой субботы простирали до того, что запрещалось в этот день делать всякое дело, даже дело милосердия, как например, лечение больного (чит. объясн. [[new:mk:02:23|Мк.2:23]] и [[new:mk:02:24|24]]). Враги Христовы, фарисеи не обращали внимания и на то, что Господь исцелял больных одним словом – не то, что обыкновенные врачи, которые прибегают к лекарствам, требующим напряжения и труда. Только слепая злоба врагов Господа могла истолковать в смысле труда действия Его Божественной силы, если бы и в самом законе запрещалось лечить больных в субботу (Тр. л.). И вот поэтому они **наблюдали** за Иисусом Христом, **не исцелит ли** он сухорукого **в субботу. Чтобы обвинить Его** (да Нань возглаголют), т. е. пред местным судом, какие были в городах и местечках [[new:mf:15:21|(Мф. 15:21)]], обвинить в нарушении закона о субботе. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его** По свидетельству Марка, фарисеи – конечно, о них здесь идет речь – наблюдали с особенным вниманием (παρετήρουν), не исцелит ли (θεραπεύσει) его Христос в субботу. Конечно, они после такого исцеления намеревались обвинить Христа в нарушении закона о субботнем покое. [<10>]