[<10>] ====== Толкования на Мк. 3:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая** //Должно ли в Субботу добро делать, или зло делать? Душу спасти, или погубить?// Но они молчали. Тогда, **скорбя об ожесточении их сердец,** Он говорит тому человеку: «Видящие да узрят! Те, кто отказывается слушать, пусть поступают так, как хотят поступать! Жестокие сердцем да обратятся в камень! Протяни теперь свою правую руку. Встань, и более не проси!.. Не проси за свою немощь, но обретя свою руку здоровой и, наконец, исцелившись, протяни ее нищему. //Встань и выступи на средину// [[new:lk:06:08|(Лк. 6:8)]]. Соделайся зрелищем для тех, кто смотрит: в тебе, наконец, совершается спор о субботе. Выступи на середину, чтобы также хромые, укрепившись коленями, встали... Выступи на середину и произнеси реченное иудеям о том, возможно такое или нет». Затем говорит ему: **Протяни руку твою** [[new:lk:06:10|(Лк. 6:10)]]. Не касаюсь ее, чтобы не дать повода к обвинению иудеям, дабы не сочли прикосновение некой работой - говорю это словом! Не сказал Бог: «Не произноси слов в субботу». Если же слово становится неким деянием, да изумятся сказавшему их... **Протяни руку твою.** Как сказал, так и сделал, и сухая рука стала здорова. Сухость же разумения иудеев неизлечима: «Но вышедши, рассуждали, чтобы сделать им с Иисусом» (ср. [[new:mk:03:06|Мк. 3:6]], [[new:lk:06:11|Лк. 6:11]]). И ты рассуждаешь, что делать? Поклонись Ему как Богу, поклонись Чудотворцу. Поклонись Ему и как человеку, сотворившему то, что превыше человеческих сил. Не прикладывал Он пластырей, не увлажнял их растворами, не приносил бесконечных лекарств, но стоял посреди всех так, чтобы все могли видеть происходящее. Ничего из творимого Им не было сокрыто, чтобы никто не сказал: «Он принес лечебные травы и приложил пластырь». //**Гомилия о сеянии.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая** Прошу, чтобы вы не возлагали все на Бога, сами же при этом дремали, а также чтобы, предпринимая усилия, вы не полагали, будто добьетесь всего собственными трудами. Ведь Бог не желает, чтобы мы сидели без дела, поэтому и не совершает всего Сам. С другой стороны, Он не все отдает нам, для того чтобы мы не сделались гордецами (ср. [[old:ps:145:05|Пс. 145:5]], [[old:is:41:10|Ис. 41:10]], [[old:is:50:07|50:7]], [[new:act:26:22|Деян. 26:22]]). //**Гомилии на Евангелие от Матфея.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая** Так от одного слова Творца неправильности в теле исчезают, чтобы дать место порядку, какой существует в здоровом теле. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Августин ===== **И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая** Если волнение, а также состояния, которые возникают из любви к добру и почтения к святости, называть пороками, тогда придется допустить, что настоящие пороки являются добродетелями. Однако, если следовать здравому смыслу, кто осмелится назвать болезнями и порочными страстями такие состояния, когда они к месту? Ведь Сам Господь, Который счел достойным жить человеческой жизнью в образе раба (ср. [[new:fil:02:07|Фил. 2:7]]), не имея на Себе никакого греха, позволял Себе подобные состояния, когда это было уместно. Вполне естественно, что Он, обладая истинно человеческим телом и истинно человеческой душой, знал и истинно человеческие чувства. Евангелие не ошибается, когда говорит о чувствах Христа: что Он омрачается жестокосердием иудеев, радуется за тех, кто поверил [[new:lk:10:21|(Лк. 10:21]], [[new:in:15:11|Ин. 15:11)]], плачет при воскрешении Лазаря [[new:in:11:33|(Ин. 11:33)]], жаждет вкусить Пасху со Своими учениками [[new:lk:22:15|(Лк. 22:15)]]; что душа Его печалится, когда приближается страдание [[new:in:12:27|(Ин. 12:27)]]. //**О граде Божием.**// ---- Достоверно то, что Господь имел плоть. Однако чувства, которые могут возникать только в душе, указывают еще и на то, что Он имел душу. Об этих чувствах рассказывают евангелисты: Иисус удивляется (ср. [[new:mf:08:10|Мф. 8:10]]), гневается (ср. [[new:mk:03:05|Мк. 3:5]]), печалится (ср. [[new:in:11:33|Ин. 11:33-35]]), радуется (ср. [[new:lk:10:21|Лк. 10:21]], [[new:in:15:11|Ин. 15:11]]) и испытывает множество других состояний. Они же рассказывают о состояниях, которые свойственны одновременно и душе, и телу: Иисус испытывает голод (ср. [[new:mf:04:02|Мф. 4:2]], [[new:lk:04:02|Лк. 4:2]]), спит (ср. [[new:mf:08:24|Мф. 8:24]], [[new:mk:04:38|Мк. 4:38]], [[new:lk:08:23|Лк. 8:23]]), устает в пути (ср. [[new:in:04:06|Ин. 4:6]]) и т.п. //**О различных вопросах.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая** См. Толкование на [[new:mk:03:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 3:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая** **И воззрев на них со гневом**. Это не было возбуждение страсти гнева, но возбуждение чувства правды и истины, оскорблённого явным нарушением и лицемерием, или вообще грубостью нравственного состояния фарисеев; следовательно это был гнев праведный, а не греховный [[new:mf:05:22|(Мф. 5:22;]] [[new:ef:04:26|Еф. 4:26)]] (Мих.). **Скорбя об ожесточении** (окаменении) **сердец их**. Фарисеи были жестоки сердцем. Жестоким, грубым или каменным называется такое сердце, которое не чувствует живо своих грехов и слабостей, не трогается несчастьями и страданиями других и т.п., вообще сердце себялюбивое. По причине этого-то жестокосердия фарисеи наблюдали за Господом, не исцелит ли Он сухорукого в субботу, чтобы за это благодеяние ближнему обвинить Его – Благодетеля. Когда же Иисус Христос исцелил сухорукого, то, прибавляет евангелист, //фарисеи составили совещание против Него, как бы погубить Его//, так, что Он должен был скрыться (чит. ниже [[new:mk:03:06|Мк. 3:6]] и [[new:mk:03:07|7]]). Вот до чего может загрубеть человеческое сердце, и вот каким загрубевшим было оно у фарисеев! //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая** Оглядев своих врагов и не видя ни с чьей стороны попытки прямо ответить на поставленный вопрос, Господь при этом бросил на них гневный взгляд как на лицемеров, скорбя об их ожесточении или упорстве (см. [[old:ish:04:21|Исх. 4:21;]] [[old:vtor:09:27|Втор. 9:27)]]. [<10>]