[<10>] ====== Толкования на Мк. 3:16 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **поставил Симона, нарекши ему имя Петр** И во дни нового завета Сам Господь переименовал Симона Петром, то есть «камнем» [[new:mf:16:18|(Мф. 16:18)]] «твердаго... исповедания [[new:evr:04:14|(Евр. 4:14)]] веры...» //**Слово в день Тезоименитства Его Императорского Величества Благоверного Государя Императора Александра Павловича (Говорено в Успенском Соборе августа 30). 1825**// =====Прп. Исихий Иерусалимский===== //Недоумение XIV.// Почему один из евангелистов одних, другие же иных перечисляют учеников, которых избрал Христос [[new:mf:10:02|(Мф. 10:2]]; [[new:mk:03:16|Мк. 3:16]]; [[new:lk:06:13|Лк. 6:13)]]? //Разъяснение// см. [[new:mf:10:02#prp_isixij_ierusalimskij|Мф. 10:2]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **поставил Симона, нарекши ему имя Петр** См. Толкование на [[new:mk:03:13#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 3:13]] ===== Ориген ===== **поставил Симона, нарекши ему имя Петр** Имя представляет собой обобщенное название, выражающее собственное качество именуемого... Изменилось качество Аврама - и он назван был Авраамом [[old:gen:17:05|(Быт. 17:5)]], Симона - он стал именоваться Петром (ср. [[new:in:01:42|Ин. 1:42]]), Савла, что гнал Иисуса, - и он был наречен Павлом [[new:act:13:09|(Деян. 13:9)]]. Что касается Бога, Который Сам неизменен и всегда тождественен Себе, то у Него есть как бы одно постоянно применяемое к Нему имя - //«Сущий»//, как об этом сказано в Исходе [[old:ish:03:14|(Исх. 3:14)]] или в других похожих местах. //**О молитве.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 16-17 **поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»** **И нарече Симону имя Петр**. Это имя наречено было Симону еще при первой встрече Господа с ним. Когда Андрей, брат Петров, сам уверовал в Христа и привел к Нему брата, то Господь, //взглянув на него, сказал: ты наречешься Кифа// (еврейское слово), //что значит камень// (по-гречески Петр. [[new:in:01:42|(Ин.1:42)]]. Теперь же это наименование только снова подтверждено Господом. Апостол Петр и еванг. Матфеем [[new:mf:10:02|(Мф. 10:2)]] и Лукой [[new:lk:06:14|(Лк. 6:14)]] в числе 12-ти Апостолов поставлен на первом месте, потому что он, как равно и брат его Андрей, прежде других были призваны к апостольскому служению [[new:in:01:41|(Ин. 1:41)]], почему апостолу Андрею и усвоено название Первозванного, и потому еще, что по своим качествам, напр., по вере, любви к Иисусу Христу и т. п. он действительно был первым. „Ты Христос, Сын Бога живого!“ он первый сказал, когда Иисус Христос спросил Апостолов, за кого они почитают Его [[new:mf:16:15|(Мф. 16:15-]][[new:mf:16:16|16)]]. „Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они?» спрашивал Иисус Христос Петра. „Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя“, отвечал Петр ([[new:in:21:15|Ин. 21:15]] и дал. Еще чит. [[new:act:01:15|Деян. 1:15;]] [[new:act:02:14|2:14;]] [[new:act:05:03|5:3]] и далее). Католики признают преимущественное пред другими Апостолами первенство апостола Петра, но это неверно: он только был „первый между равными“ и никогда нигде не выставлял себя иным. Название Петр иначе //Кифа// значит камень. Так наименовал его Сам Господь в предзнаменование его особенной твердости в вере и проповеди евангельской. Иаков Зеведеев, т. е. сын Зеведея. **Воанергес, еже есть** (то есть) **сына громова** (сыны громовы). Этим названием означаются особенности характера Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, подобно тому, как названием Петр (камень) означаются особенности характера Симона, т. е. что они в некотором отношении подобны грому. Эти особенности суть сила, стремительность и некоторая величавость, выражавшиеся в словах и делах их, как напр. выразились, когда Апостолы просили Господа свести с неба огонь, подобно тому, как сделал Илия, на самарян, не желавших принять к себе Господа ([[new:lk:09:54|Лк. 9:54]]. Мих.). //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **поставил Симона, нарекши ему имя Петр** Согласно с древнейшими кодексами Тишендорф, начинает этот стих так: //«и поставил двенадцать»// (καὶ ἐποίησεν τοὺς δώδεκα). //«Поставил Симона, нарекши ему имя Петр».// Правильнее по Тишендорфу: //«и нарек имя Симону Петр».// Такое прибавление к имени Симона сделано было еще при первом его призвании к последованию за Христом (см. [[new:in:01:42|Ин. 1:42]]). Евангелист Марк, однако, нашел нужным только здесь упомянуть об этом, подобно тому как Матфей нашел нужным сказать о том же при описании другого позднейшего события (ср. [[new:mf:16:18|Мф. 16:18]]). Петр – не имя собственное, а прозвище – «//скала//», так что апостол носил вместе то и другое имя. [<10>]