[<10>] ====== Толкования на Мк. 3:29 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению** См. Толкование на [[new:mf:12:32#svt_afanasij_velikij|Мф. 12:32]] **//К епископу Серапиону послание IV-е. О Святом Духе.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению** //Вопрос//. Какими делами может кто **«хулить Духа Святого»**? //Ответ//. Из той хулы, какую произнесли тогда фарисеи, на которых и изречено сие осуждение, видно, что и ныне тот **«хулит Духа Святого»**, кто действия и плоды Святого Духа приписывает противнику. Сему подвергаются многие, не редко рачительного опрометчиво называя тщеславным, того, кто показывает добрую ревность, ложно обвиняя в гневе, и многое подобное, лживо приписывая по лукавым подозрениям. **//Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Свт. Григорий Богослов ===== **но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению** Дух благой (ср. [[old:ps:142:10|Пс. 142:10]]), правый (ср. [[old:ps:050:12|Пс. 50:12]]), владычествующий (ср. [[old:ps:050:14|Пс. 50:14]]) - по природе, а не по усвоению. Освящающий, но не освящаемый, измеряющий, но не измеряемый. Тот, к Кому все причастны, сам же не причастный, наполняющий, но не наполняемый, содержащий, но не содержимый. Наследуемый (ср. [[new:ef:01:13|Еф. 1:13-14]]), прославляемый (ср. [[new:1pet:04:14|1Пет. 4:14]]), сопричисляемый (ср. [[new:mf:28:19|Мф. 28:19]]), грозный (ср. [[new:act:05:01|Деян. 5:1]]). Перст Бога (ср. [[new:lk:11:20|Лк. 11:20]]), огонь (ср. [[new:mf:03:11|Мф. 3:11]], [[new:act:02:03|Деян. 2:3]]), как Бог - думаю, чтобы показать единосущие. Дух сотворивший (ср. [[old:iov:33:04|Иов. 33:4]]), воссозидающий в крещении (ср. [[new:tit:03:05|Тит. 3:5]]) и воскресении (ср. [[new:rim:08:11|Рим. 8:11]]). Дух всеведущий (ср. [[new:rim:08:26|Рим. 8:26]], [[new:1kor:02:11|1Кор. 2:11]], [[new:ef:03:04|Еф. 3:4-5]]), наставляющий (ср. [[old:neem:09:20|Неем. 9:20]], [[old:is:11:02|Ис. 11:2]], [[new:in:14:26|Ин. 14:26]]), веющий, где и сколько хочет (ср. [[new:in:03:08|Ин. 3:8]]), руководящий (ср. [[old:ps:142:10|Пс. 142:10]], [[new:in:16:13|Ин. 16:13]]), беседующий (ср. [[old:2ts:23:02|2Цар. 23:2]], [[old:iez:11:05|Иез. 11:5]], [[new:mf:10:20|Мф. 10:20]], [[new:mk:13:11|Мк. 13:11]], [[new:in:16:13|Ин.16:13]], [[new:1tim:04:01|1Тим. 4:1]]), посылающий (ср. [[old:is:61:01|Ис. 61:1]], [[new:act:13:04|Деян. 13:4]], отделяющий (ср. [[new:act:13:02|Деян. 13:2]], [[new:1kor:12:11|1Кор. 12:11]]), побуждающий (ср. [[new:2pet:01:21|2Пет. 1:21]]), испытующий. Открывающий (ср. [[new:1kor:02:10|1Кор. 2:10]], [[new:ef:03:05|Еф. 3:5]]), просвещающий (ср. [[old:iol:02:28|Иоил. 2:28]], [[new:evr:06:04|Евр. 6:4]]), жизнетворный, или еще лучше - Сам свет и жизнь (ср. [[old:iov:27:03|Иов. 27:3]], [[old:iov:33:04|33:4]], [[old:ps:103:30|Пс. 103:30]], [[old:dan:05:14|Дан. 5:14]], [[new:ef:02:01|Еф. 2:1-10]]). Храмоздательный (ср. [[new:1kor:03:16|1Кор. 3:16]]), обоживающий (ср. [[new:1kor:06:11|1Кор. 6:11]], [[new:1sol:05:23|1Сол. 5:23]], [[new:2sol:02:13|2Сол. 2:13]], [[new:1pet:01:02|1Пет. 1:2]]), усовершающий (ср. [[old:is:11:02|Ис. 11:2]]), так что и в крещении приемлется, и по крещении ищется (ср. [[new:mk:01:08|Мр. 1:8]], [[new:mk:01:10|10]]). Творящий то же, что Бог. //**О Святом Духе (Слово 31 ).**// ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению** См. Толкование на [[new:mk:03:28#sschmch_grigorij_lebedev|Мк. 3:28]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению** См. Толкование на [[new:mf:12:31#prp_maksim_ispovednik|Мф. 12:31]] ===== Блж. Августин ===== **но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению** Не то чтобы это было хулой, за которую невозможно получить прощения, поскольку и такое прощается, если последует должное раскаяние. //**Проповеди.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению** См. Толкование на [[new:mk:03:28#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 3:28]] ===== Ориген ===== **но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению** Сила Бога Отца и Бога Сына являет себя в равной степени через любое творение (ср. [[new:rim:01:20|Рим. 1:20]]), причастность же Духу Святому, как видим, свойственна только святым (ср. [[new:rim:08:10|Рим. 8:10]], [[new:gal:06:08|Гал. 6:8]]). Об этом сказано: //Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым// [[new:1kor:12:03|(1Кор. 12:3)]]. И вот сами апостолы удостаиваются услышать: //Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый// [[new:act:01:08|(Деян. 1:8)]]. В соответствии со словами: //Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему// [[new:mf:12:32|(Мф. 12:32)]], я полагаю, что человек, будучи причастным слову и разуму, если перестанет жить разумно, то поступит невежественно и глупо, и потому может быть прощен. Однако если уже был достоин стать сопричастным Духу Святому и внезапно отступает от Него, то это и будет означать //хулить Духа Святого// (ср. [[new:mf:12:31|Мф. 12:31-32]]). //**О началах.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 29-30 **но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух** Хула **на Духа Святаго**, это – упорное сопротивление очевидной истине [[new:act:07:51|(Деян. 7:51)]], отрицание самых очевидных действий Св. Духа, напр. чудес, и злобное оскорбление Его, когда напр. самые видимые действия Духа Св., хотя в изгнании бесов Иисусом Христом, приписываются злому духу – сатане, веельзевулу (о веельзевуле чит. в объясн. [[new:mk:03:22|Мк. 3:22]]); а это свидетельствует о крайнем неверии и ожесточении сердца. Так хулили Духа Св. фарисеи, не хотевшие верить чудесам Христовым, совершавшимся силой Духа Святого, и объяснявшие их силой злого духа ([[new:mk:03:22|Мк. 3:22]] и [[new:mk:03:30|30]]). Так же разумеется совершенное неверие, отрицание невидимого, духовного. **Не имать отпущения** (не будет прощения) в этом грехе **вовек**, – не будет прощения не потому, чтобы Бог не хотел или не мог их простить, а потому, что нравственное состояние людей, имеющих этот грех таково, что они теряют всякую возможность раскаяния и вместе с тем восприятия обновляющей и спасающей благодати Духа Святого, они таким образом приходят в состояние нераскаянных демонов, они гонят от себя прочь благодать Духа Святого [[old:gen:06:03|(Быт.6:3)]], и покаяние чрез это становится для них невозможным: ибо насильно Бог не спасает никого. Неверующие же не сознают и нужды в покаянии. В **век**, т. е. ни до второго пришествия Христова и страшного всемирного суда, ни после, в вечности. **Повинен** (подлежит) **вечному суду** (осуждению), т. е. осуждению на нескончаемые мучения в аду. В Свящ. писании во многих местах говорится, что как блаженство праведных, так равно и мучения грешных, будут вечны. „Тщетно некоторые – пишет митрополит Филарет – для смягчения страшной угрозы вечным адским огнем, прибегают к милосердию Божию; но какое милосердие для тех, кои с непреодолимым упорством отвергают милосердие? Бог есть единое бесконечное благо, и уклонение от Него – единое бесконечное зло?“ **Духа нечистого имать** (в Нем нечистый дух). Нечистый дух – тоже, что и веельзевул, сатана, злой дух, в противоположность Духу Святому [[new:mk:03:22|(Мк. 3:22,]] [[new:mk:03:29|29)]]. У еванг. Матфея здесь приведены еще следующие слова Христовы: //Иже аще речет слово на Сына Человеческаго, отпустится ему// [[new:mf:12:32|(Мф. 12:32)]]. //На Сына человеческого//, т. е. против Самого Иисуса Христа (чит. объясн. [[new:mk:02:10|Мк. 2:10]]). Это значит: если кто будет говорить что-нибудь против Иисуса Христа, колеблясь признать Его за Мессию, как например, Иудеи соблазнялись Его происхождением из Назарета, из Галилеи [[new:in:01:46|(Ин. 1:46,]] [[new:in:07:52|7:52)]] и уничиженной жизнью, например, что Он обращается среди мытарей и грешников, ест и пьет с ними, этот грех простится; потому что это – грех заблуждения, недоразумения и неведения, и в нем легко раскаяться; так как заблуждения и недоразумения могут рассеяться, неведение замениться познанием и верой. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению** См. Толкование на [[new:mk:03:23#lopuxin_ap|Мк. 3:23]] [<10>]