[<10>] ====== Толкования на Мк. 4:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто** Почему одно принесло сто, другое принесло шестьдесят, а еще одно - тридцать? Здесь тоже естественное различие почвы, ведь даже там, где земля добрая, в ней могут быть большие различия. Видишь, что виноват не земледелец и не семена, но принимающая их почва - не из-за природы, но из-за намерения? //**Гомилии на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто** Заметь, что Христос называет три пагубных пути и такое же число путей славы. Ибо то из семян, что упало при дороге, было склевано птицами; то, что упало на каменистое место, вскоре засохло; а то, что упало в терние, было заглушено. На доброй же земле семена принесли плоды, как я сказал, трех видов: иное - сто, иное - шестьдесят, иное - тридцать. Как пишет премудрый Павел, //каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе// [[new:1kor:07:07|(1 Кор. 7:7)]]. Оказывается, что славные деяния святых не все и не всегда имеют равную меру. Впрочем, нам следует усердствовать в лучшем и подниматься над худшим. //**Комментарии на Евангелие от Луки.**// ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== Ст. 8, 20 **И иное упало на добрую землю и дало плод... А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен** [[new:mf:13:23|(Мф. 13:23)]]. **А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении** [[new:lk:08:15|(Лк. 8:15)]] Здесь Господь указывает основные и положительные условия произрастания Божия семени. Среди них первое — добрая земля. Хорошая земля имеет в себе силы произращать посаженное в ней. И в душе, готовящейся стать доброй нивой для Божиих глаголов, нужна среда, имеющая силы принять и вырастить добро. Доброе усваивается добрым. Значит, это должна быть среда, насыщенная силою добра. Лишь она способна вырастить добро. Второе условие Господь указывает в принятии и разумении Божия слова. Душе недостаточно слышать Божий зов. Надо с заботливой внимательностью ввести в душу (**«принять»** — [[new:mk:04:20|Мк.]]). Надо отдать этому делу всю человеческую способность восприятия истины, всю способность человеческого разумения истины, чтобы Божие слово входило в душу как единый истинный свет и как единая истинная жизнь. Такое проникновение души в Божие слово святой евангелист может обозначить термином «разумение». Плодоносен бывает слышащий слово и разумеющий [[new:mf:13:23|(Мф. 13:23)]]. Господом указывается и третье условие доброго произрастания семени — «хранение Божия слова». Как земледелец, бросив семя в добрую землю, оберегает пашню от засорения, от затаптывания скотом и потрав, так и возделыватель души должен охранять ниву души от засорения плевелами зла, от затаптывания дурными наслоениями и от всяких потрав диавола. Как постоянно бодрствующий глаз земледельца, человек должен поставить на ниве души неусыпного стража — чистую совесть, чистое сердце. Чистое сердце, как ограда души, пусть не допускает засоряться душевной ниве, и тогда Божие семя растет правильно. «Те, которые... хранят его (слово) в добром и чистом сердце... приносят плод» [[new:lk:08:15|(Лк. 8:15)]]. Но Господь и это условие не считает последним. После многого труда над обработкой земли души, чтобы была она доброй, после заделки семени («принятия слова»), после бодрственного оберегания нивы чистым сердцем надо проявить и еще одно свойство — терпение. Земледелец кладет много труда, бросает семя и долго, долго ждет всходов и плодов. Так тем более не ожидай на душевной ниве скороспелости семени истины и добра; семя жизни взращивается в терпении, в бденьях, в потах, во многих, многих днях, месяцах, годах, в великой терпеливости. Так говорит Господь: «Приносят плод в терпении» [[new:lk:08:15|(Лк. 8:15)]]. Таков путь отклика на Божий зов к доброму созреванию о Христе. Встань на него со Христом и, поддерживаемый Его милующей рукой, пойдешь. **Плод... взошел и вырос, и принесло иное (семя) тридцать, иное шестьдесят, и иное сто** Не подумай, что несправедлив, лицеприятен Господь и одному дает лучшее семя, другому худшее. Божие семя взращивается несчетно. Дело в тебе, в твоей душе... Насколько она подготовлена и способна принять и взрастить Божие семя, настолько она и плодоприносит. Отсюда и разница: одна душа плодоприносит тридцать, другая — шестьдесят, а третья и стократ. //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто** См. Толкование на [[new:mk:04:02#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 4:2]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто** См. Толкование на [[new:mk:04:04# prot_ioann_buxarev |Мк. 4:04]] ===== Лопухин А.П. ===== **И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто** См. Толкование на [[new:mk:04:03#lopuxin_ap|Мк. 4:3]] [<10>]