[<10>] ====== Толкования на Мк. 5:12 ====== ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них** Какая ужасно жалкая молитва! Просить, как особенной милости, позволения войти на пребывание во стадо свиней; может ли быть участь презреннее? И кто просит такой жалкой милости? Бесплотные духи, кои обитали некогда на небе, обладали величайшею силою и властью, выну блаженствовали во свете Лица Божия. Вот что значит грех! Ибо грех свергнул сатану и ангелов его с неба; грех сделал их столь несчастными, что позволение войти в стадо свиней составляет для них великую милость. В одном ли мире духов грех производит такое ужасное превращение? Нет, везде, где только может появиться хотя тень греха. С намерением говорим: тень греха. В мире вещественном, среди творений неразумных, нет греха в собственном его виде, поелику нет и свободы; но и здесь может быть тень греха: уклонение от лучших законов бытия к менее совершенным. Ибо каждая тварь может со всею точностью следовать образцовой форме своей породы, может и уклоняться от нее, не достигать, так сказать, своего предназначения вполне. Это самое мы называем тенью греха. Что же производит сия тень? Всегда сопровождается несовершенством, безобразием, слабостью, бренностью. Возьмите кристалл с неправильными гранями, с незаконным, так сказать, изломом; в нем нет надлежащей чистоты и блеска; он ломок и малоценен. Посмотрите на растение, уклоняющееся от образца своей породы; оно мало росло, криво, безобразно; менее приносит плодов, живет не так долго. Обратите внимание на животных, произошедших от неестественного смешения пород: они бывают также малорослы, слабы и неспособны к продолжению своего рода. Производя таким образом безобразие и разрушение на обоих концах мироздания - в мире духов и в мире вещественном - грех с особенною свирепостью обнаруживает ядовитую силу свою в средоточии творения, где стоит человек. Как существо, связующее между собою видимое и телесное с невидимым и духовным, как сокращение всего сотворенного, человек, по тому самому, способен и к самому высшему блаженству, и к самому большому несчастью. Посему грех никого так не губит, как человека. И в мире вещественном, и в мире духовном грех произвел смерть; но в первом одну телесную, в последнем одну духовную; в человеке грех произвел смерть сугубую, телесную и духовную. В самом аде будет едва ли не отраднее злому духу, нежели нераскаянному грешнику, ибо дух будет мучиться одним духом, а грешный человек - духом и телом. Итак, человек, бойся более всего греха: это первый и последний враг твой! **//Заметки.//** ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них** См. Толкование на [[new:mk:05:10#sschmch_grigorij_lebedev|Мк. 5:10]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них** Почему бесы не хотели идти вне страны, или в бездну, – по другому евангелисту, а лучше войти в свиней? Должно быть, в бездне им очень нехорошо или делать нечего, а на этом свете им есть где попакостить. Так как природа их зла, то делать зло есть их жизнь, их удовольствие. Вероятно, им не внутренности свинины нравились – бесы бесплотны и не имеют причины любить внутренность того или другого животного, а нравилось им мучение животных, ощутивших в себе силу нечистую, их смерть в море. Слава Тебе, Слове Божий, Творче духов и всемогущий Повелитель их! **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них** См. Толкование на [[new:mk:05:11#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 5:11]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 12-14 **И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море. Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось** **Посли ны** (нас) **во свиния**. Просятся бесы в стадо свиное, толкует блаж. Феофилакт для того, чтобы погублением свиней огорчить хозяев их, и чрез то возбудить против Христа. Так сначала и случилось [[new:mk:05:17|(Мк. 5:17)]]. Но впоследствии эта уступка Христова бесам послужила к лучшему; потому что, как видим далее [[new:mk:05:18|(Мк. 5:18-]][[new:mk:05:19|19)]], Иисус Христос повелел самому исцеленному рассказывать о своем исцелении, и затем когда, как повествует евангелист Лука, Господь снова пришел в землю Гадаринскую, то жители сей земли приняли Его с радостью, и многие из них уверовали в Него [[new:lk:08:40|(Лк. 8:40)]]. Между тем лишением гадаринцев свиней Господь вразумлял, что люди нередко из-за привязанности к земному не радят о душе. Наконец, обстоятельством погубления свиней бесами Господь поучал саддукеев (особую секту у Евреев), которые не верили в бытие злых духов (о саддукеях чит. в объясн. [[new:mk:12:18|Мк. 12:18]]), что они заблуждаются: бесы заставили свиней броситься в море. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них ** См. Толкование на [[new:mk:05:11#lopuxin_ap|Мк. 5:11]] [<10>]