[<10>] ====== Толкования на Мк. 5:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море** Если дьявол - человекоубийца, то очевидно, таковы и его служители - демоны. Этому Христос тебя научил посредством того, что, когда Он позволил им в свиное стадо войти, они все это стадо потопили в море - чтобы ты узнал, что поступили бы так же с людьми и потопили бы их, если бы Бог позволил им. Однако тут Он удержал их, и помешал им, и не дал совершить ничего такого. Показали же они это на свиньях, получив над ними такую власть. Ведь раз они не пощадили свиней, то тем более не отступились бы и от нас. //**Против иудеев**//. ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море** Спросил я также о сем: но достаточно ли пространство рая для всех праведников, чтобы им обитать в нем? Спросил я о том, чего нет в Писании, но рассуждение мое от Писания. Вот посмотри на человека: в нем обитал легион всяческих бесов (ср. [[new:lk:08:30|Лк. 8:30]]). Не явно ль из этого, что воинство то легче и тоньше, чем душа его? Потому и обитало все воинство то в теле одном. В сотни раз чище и легче тела праведных, что восстанут в день воскресения (ср. [[new:1kor:15:42|1Кор. 15:42]]). Если пожелают, растянутся и увеличатся; если захотят, сожмутся и уменьшатся; если сожмутся, то в месте одном все обитают; если растянутся, то всякое место охватят. Послушай ныне и научись, как тысячи праведных обитать в одном доме могут, и десятки тысяч ароматов в теле одном... Хоть и в малом они обитают, но достаточно им пребывания в нем. Также и рай: хоть и сущностей полон духовных, но наслаждение его для всех изобильно. //**Гимны о рае**//. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море** Никого не должно беспокоить то, что по велению Господа бесы погубили две тысячи свиней. В противном случае люди, наблюдавшие за этим, не поверили бы, что из человека вышло такое множество бесов - если бы не огромное количество свиней, которые, убегая от легиона бесов, бросились в погибель. //**Жизнь святого Илариона**//. Как мы читаем в Евангелии, две тысячи свиней погибают, чтобы спасена была одна душа... Монах не должен смотреть на избыток грехов вокруг, но на образ жизни небольшого числа святых. Вся Иудея была отведена в плен: пришел Навуходоносор и тысячи пленников направились в Вавилон (ср. [[old:2par:36:20|2Пар. 36:20]]). Один только Иеремия остался верен Богу, но и его бросили в грязную яму [[old:ier:38:06|(Иер. 38:6)]]. И все же его душа была ценнее целого народа. //**Трактат на Псалмы**//. ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море** См. Толкование на [[new:mk:05:10#sschmch_grigorij_lebedev|Мк. 5:10]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море** См. Толкование на [[new:mk:05:11#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 5:11]] ===== Пруденций ===== **Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море** Тысячи бесов коварных, которые вышли, стадо свиней поражают: грязь к грязи. В пучину ввергаясь, скот одержимый с собой увлекают. //**Гимны на каждый день**//. ===== Тертуллиан ===== **Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море** Легион дьявола не имел бы власти над стадом свиней, если бы не получил ее от Бога, однако в отношении овец Божиих дьявол далек от такой власти. Можем сказать, что все щетинки свиней сочтены были Богом, не говоря уже о каждом волосе святых (ср. [[new:mf:10:30|Мф. 10:30]], [[new:lk:12:07|Лк. 12:7]]). Похоже, дьявол имеет свою собственную власть лишь над теми, кто не служит Богу. Богом же народы сочтены, как капли в ведре воды, как пылинки в поле (ср. [[old:is:40:15|Ис. 40:15]]), как слюна во рту, и выставлены перед дьяволом, будто ими никто не владеет. Однако над людьми Божьими дьявол не властен по собственной воле: в каких случаях он подступает к человеку показывают примеры в Писании. Либо для испытания дается ему право искушения, когда есть повод, или он сам его создает, как в случае с праотцами (ср. [[old:iov:01:12|Иов. 1:12]]). Либо грешник дается ему для осуждения, будто палачу для исполнения наказания, как это случилось с Саулом [[old:1ts:16:13|(1Цар. 16:13-23)]]. //**О бегстве во время гонений**//. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море** См. Толкование на [[new:mk:05:12# prot_ioann_buxarev |Мк. 5:12]] ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море** См. Толкование на [[new:mk:05:11#lopuxin_ap|Мк. 5:11]] [<10>]