[<10>] ====== Толкования на Мк. 5:36 ====== ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **Но Иисус, услышав сии слова (о том, что дочь Иаира, которую Он шел исцелить от болезни, умерла и что не нужно утруждать Учителя идти в дом Иаира), тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй** Вера отлична от знания. Это две сферы и каждая со своими законами. Знание — это земля, и законы знания — законы материальные — земные. Вера — это дух, и законы веры — это законы духа. Как земля не соединима с духом, так знание не соединимо с верой. И как знание не соединимо с верой, так законы земли не приложимы к явлениям веры. Они будут стеснять веру, связывать ее, спутывать ее полеты. Вот почему свет веры ты не перемешивай с земным и для веры не ищи земных подпорок. Это — гнилые подпорки. Они только вяжут веру, а вера должна иметь свободный полет. Значит, не прикидывай земную мерку к делам веры и дела веры не ставь в зависимость от земных событий. Например, ты знаешь, что твой больной ребенок не поправляется и что болезнь осложнилась. По человеческим соображениям, по медицинскому знанию ты видишь, что шансы ребенка убывают; появляется растерянность, боязнь... И если ты будешь молиться Христу, сам думая в то же время, что по-медицински ребенок должен умереть, то из-за серьезности положения ребенка помощь Христа будет казаться почти несбыточной. Твоя молитва будет, может быть, и глубокой молитвой человеческого бессилия, но вера твоя уже изранена. Ее подломило знание, факт жизни, от которого ты отравляешься. Ее надломила «боязнь», совершенно законная с человеческой точки зрения, с точки зрения земли. А потому в деле веры откинь землю. Христос говорит Иаиру **«не бойся»**, т.е. выбрось из головы сообщение, что дочь умерла — это земля, и там у тебя дома по законам земли что-то совершилось. Пусть, это совсем неважно... Ведь тебя же привела ко Мне вера. Так и веруй! Вера же — дух. Это — другая сфера... Там свои законы и своя жизнь. Она совсем не зависит от совершающегося на земле. Не скажешь же ты, что если у тебя больной палец, и ты помолишься Христу, то палец заживет, и Христос исцелит тебя, а если случится серьезная болезнь, то еще надо подумать: придет ли к тебе Христос. Как будто акт Божией воли стоит в связи с твоим пальцем или твоими внутренностями... Ясное дело, что акт Божией воли не зависит от малости или крупности земных вещей. Ясное дело, что для Господа одинаково свободно прийти к человеку и когда он порезал палец, и когда он стоит на краю могилы. Одинаково для Господа сделать чудо милосердия и в том, и в другом случае. Не остановило же Господа совершить чудо милосердия даже разложение тела Лазаря? [[new:in:11:39|(Ин. 11:39)]]. Значит, Господь приходит независимо от того, что совершается по законам земли. Прийти Господу зависит не от земли и не от того, что совершается на земле, а зависит от духа человека и от того, что совершается в этом духе. Так пусть же земля не связывает духа, когда он уходит в сверхземное. И потом сверхземное для земли есть неизвестность, а неизвестность всегда угнетает ум человека. Неизвестность родит в уме колебания, боязнь. А для духа сверхземное — Бог и радость, и уход в сверхземное только охраняет дух. Так пусть же земля, земное, ум не связывают дух уходить к Отцу и просить у Него потребное со всей простотой и силой веры. И придет Господь, что бы ни делалось с тобой на земле и как бы ни казалось невероятным, с человеческой точки зрения, Божие посещение. **«Не бойся... Только веруй»**... //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй** Милосердый, любвеобильный, живой и животворящий, всемогущий Слове Божий, ободри и меня, грешного, такими же словами: враги моего спасения говорят мне: душа твоя погибла, что ты еще молишься Богу о ее спасении? Но я не верю им. Ты говоришь мне, я слышу вожделенный Твой глас: **не бойся, только веруй**. Итак, //верую, Господи! помоги моему неверию// [[new:mk:09:24|(Мк. 9,24)]]. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй** См. Толкование на [[new:mk:05:35#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 5:35]] ===== Иаков Афраат ===== **Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй** Когда начальник синагоги просил у Него за свою дочь, Он сказал ему: «Только веруй твердо и будет жить дочь твоя», - и тот веровал, и ожила дочь его, и встала. И когда умер Лазарь, то сказал Господь наш Марфе: «Если будешь веровать, то //воскреснет брат твой//». Сказала ему Марфа: //«Так, Господи, я верую»//,- и Он воскресил его после четырех дней [[new:in:11:23|(Ин. 11:23-27]], [[new:in:11:38|38-44)]]... Итак, возлюбленные, приобретем веру, имеющую столь многую силу! Ибо вера возносит на небеса (ср. [[old:gen:05:24|Быт. 5:24]], [[new:evr:11:05|Евр. 11:5]]), побеждает потоп (ср. [[old:gen:07:01|Быт. 7:1-8]], [[old:gen:22:start|22]], [[new:evr:11:07|Евр. 11:7]]), заставляет рождать бесплодных (ср. [[old:gen:21:01|Быт. 21:1-3]], [[new:evr:11:11|Евр. 11:11-12]]), спасает от меча (ср. [[old:gen:22:01|Быт. 22:1-19]], [[new:evr:11:17|Евр. 11:17]], [[new:evr:11:34|34]]), поднимает изо рва (ср. [[old:gen:37:28|Быт. 37:28]]), обогащает бедных (ср. [[new:mk:12:42|Мк. 12:42-44]]), освобождает плененных (ср. [[new:act:05:17|Деян. 5:17-20]]), спасает гонимых (ср. [[new:evr:11:27|Евр. 11:27-29]]), низводит огонь (ср. [[old:3ts:18:38|3Цар. 18:38]]), разделяет море (ср. [[old:ish:14:21|Исх. 14:21]]), разрубает скалу и дает воду жаждущим (ср. [[old:ish:17:06|Исх. 17:6]]), насыщает голодных (ср. [[old:ish:16:15|Исх. 16:15]]), оживляет мертвых и выводит их из ада (ср. [[new:evr:11:35|Евр. 11:35]]), усмиряет волны (ср. [[new:mf:08:26|Мф. 8:26]]), исцеляет больных (ср. [[new:mf:09:02|Мф. 9:2]], [[new:mf:09:22|22]], [[new:mk:02:05|Мк. 2:5]]), побеждает войска (ср. [[new:evr:11:34|Евр. 11:34]]), низвергает стены (ср. [[new:evr:11:30|Евр. 11:30]]), заграждает уста львам (ср. [[new:evr:11:33|Евр. 11:33]]), угашает огненное пламя (ср. [[new:evr:11:34|Евр. 11:34]]), смиряет гордых, а смиренных возводит в славу (ср. [[new:evr:11:26|Евр. 11:26]], [[new:iak:04:06|Иак. 4:6]]). Все эти великие деяния совершаются верой. Ибо в этом состоит вера: когда человек верует в Бога, Господа всего, сотворившего небо и землю, море и все что в них; сотворившего Адама по образу Своему; давшего закон Моисею; пославшего Духа Своего пророкам, и, наконец, пославшего Помазанника Своего в мир, чтобы уверовали люди в воскресение мертвых, и чтобы уверовали в спасительное таинство крещения (а такова есть вера Церкви Божией), и чтобы отвратить людей от гаданий, от магического свойства месяцев и дней, от суетных молитв и обрядов, от чародейства, халдейской науки, блуда и бесстыдных песен, от пустых учений - орудий лукавого, и от раболепия сладострастию; от брани, от прелюбодеяния, и дабы никто в словах своих не свидетельствовал ложно, и никто не был бы двуязычен. //**Доказательства**//. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй** См. Толкование на [[new:mk:05:35# prot_ioann_buxarev |Мк. 5:35]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 36-37 **Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова** Господь, как видно из последующего (стих [[new:mk:05:43|43]]), не хотел, чтобы чудо воскрешения дочери Иаира стало предметом оживленных толков в народе. Поэтому Он берет с Собой даже не всех учеников Своих, а только троих наиболее к Нему близких, чтобы они впоследствии могли выступить достоверными свидетелями чуда воскрешения (ср. [[old:vtor:17:06|Втор.17:6]]). Конечно, при совершении чуда находился и сам хозяин дома, и его жена (стих [[new:mk:05:40|40]]). [<10>]