[<10>] ====== Толкования на Мк. 6:1 ====== ===== Блж. Петр Хрисолог ===== **Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его** Откуда выходит и куда входит Тот, Кого не держит ничто, Кто не связан никаким местом? В какое отечество пришел Тот, Кто создал мир и владеет им?.. Верно, не Сам для Себя, но для тебя и в тебя выходит и входит Христос, покуда не приведет тебя, отвергнутого, домой (ср. [[old:gen:03:08|Быт. 3:8]], [[old:ps:023:01|Пс. 23:1]], [[new:mf:09:13|Мф. 9:13]], [[new:mf:18:11|18:11]], [[new:lk:15:04|Лк. 15:4]]). //**Собрание проповедей**//. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 1-3 **Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем** Господь приходит в отечество не потому, что не знал, что окажут Ему невнимание, но для того, чтобы впоследствии не могли говорить: если б Он пришел, то мы уверовали бы. Приходит вместе и для обличения завистливого нрава своих соотечественников; ибо тогда как им надлежало восхищаться Господом, так украшающим их отечество и учением, и чудесами, они вместо того уничижали Господа за Его бедное происхождение. Вот какое зло - зависть! Она всегда старается помрачить доброе и не позволяет завидующим видеть его. Так и ныне многие по неблагонамеренности и крайнему неблагородству бесславят некоторых по причине незнатного происхождения их, хотя они достойны всякой чести. ===== Ориген ===== **Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его** Он называет Свою родину Назарой... Назара - оттого, что //Назореем наречется// [[new:mf:02:23|(Мф. 2:23)]]. ...Иисус не имеет чести в Своем отечестве, но людьми, чуждыми «заветов», то есть язычниками, почитается (ср. [[new:ef:02:12|Еф. 2:12]]). ...Впрочем, Он учил в синагоге, не отделяясь от нее и не отрицая ее (ср. [[new:mf:13:54|Мф. 13:54]]). //**Комментарии на Евангелие от Матфея**//. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его** Событие учения Христова в Назаретской синагоге описано и евангелистом Матфеем [[new:mf:13:54|(Мф. 13:54-]][[new:mf:13:58|58)]] почти одинаково, как у Марка. **В отечество Свое**, т. е. в город Назарет в Галилее, который был отечеством Иисуса Христа, как место жительства мнимого отца Его Иосифа, с обрученной ему Богоматерью Марией. Назарет, это был небольшой город с бедным населением (чит. еще о Назарете в объясн. [[new:mf:02:23|(Мф. 2:23)]]. Из слова **оттуда** можно заключить, что Иисус Христос прибыл в Назарет из дома Иаира, где воскресил дочь сего начальника синагоги [[new:mk:05:38|(Мк. 5:38)]]; но из сличения с повествованиями Матфея [[new:mf:13:start|(Мф. гл. 13)]] и Луки [[new:lk:04:start|(Лк.гл. 4)]] видно, что тут опущены евангелистом Марком некоторые события, последовавшие за чудом воскрешения Иаировой дочери, уже после которых Господь прибыл в Назарет. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его** До 7-го стиха у евангелиста Марка идет рассказ о пребывании Христа в Назарете после совершения Им чуда воскрешения дочери Иаира[[new:mk:05:43| (Мк.5:43)]]. Из повествования евангелиста Матфея видно, что это посещение имело место после того, как Христос окончил Свое учение в притчах, которое Он предлагал народу при море [[new:mf:13:53|(Мф.13:53–58)]]. Согласно евангелисту Луке, это событие падает, по-видимому, на начало выступления Христа как Учителя в Галилее[[new:lk:04:16| (Лк.4:16–30).]] Но все-таки евангелист Матфей относит это событие к тому же периоду деятельности Христа, к какому и Марк, как об этом можно заключать из следующих далее рассказов, содержащихся в Евангелии Матфея[[new:mf:14:start| (Мф.14;]] [[new:mk:06:14|Мк.6:14]] и сл.). Что же касается евангелиста Луки, то он, очевидно, не держится строго хронологического порядка, ставя рассказ о посещении Христом Назарета в начале Его деятельности в Галилее: у него самого есть намеки на это (см.комментарии к [[new:lk:04:16|Лк.4:16]]). Поэтому нет надобности (как предполагает, например, Кнабенбауэр) допускать двукратное выступление Христа с проповедью в Назарете. **«Пришел в Свое отечество»** (ср. [[new:mk:01:09|Мк.1:9,]] [[new:mk:01:24|24)]]. Этим не отрицается рождение Христа в Вифлееме, но обозначается только, что местом жительства ближайших предков Христа по плоти был именно Назарет («//отечество//» – тот город, где жили отцы, предки). Один евангелист Марк отмечает, что в это путешествие с Христом были и Его ученики: Христос шел в Назарет не для того, чтобы увидеться со Своими родными, а для проповеди, при которой и должны были присутствовать Его ученики. Евангелист Марк вообще обращает большое внимание на то, как ученики Христа были подготовляемы Им к будущей деятельности... [<10>]