[<10>] ====== Толкования на Мк. 6:5 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== **И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их** ...Иное невозможно по недостатку воли; например: не мог совершить там знамения из-за неверия принимающих (ср. [[new:mf:13:58|Мф. 13:58]]). Ведь поскольку для исцеления нужны обе эти вещи, то есть и вера врачуемых, и сила врачующего, они не способны были получить одно по причине отсутствия другого. Не знаю, не следует ли и это отнести к разумному основанию. Ведь было бы неразумно исцелять тех, которым потом повредило бы неверие. В этом же смысле сказано: //Вас мир не может не ненавидеть// (ср. [[new:in:07:07|Ин. 7:7]]), а также: //Как вы можете говорить доброе, будучи злы// [[new:mf:12:34|(МФ. 12:34)]]? Ибо каким образом здесь что-либо невозможно, как не в смысле отсутствия желания? Есть среди сказанного Господом и нечто такое, что по природе своей невозможно, однако возможно Богу, если Он захочет (ср. [[new:mf:19:26|Мф. 19:26]], [[new:mk:10:27|Мк. 10:27]]). Например, то, что одному и тому же человеку невозможно родиться дважды (ср. [[new:in:03:04|Ин. 3:4]]), или игольные уши, не пропускающие верблюда (ср. [[new:mf:19:24|Мф. 19:24]], [[new:mk:10:25|Мк. 10:25]], [[new:lk:18:25|Лк. 18:25]]) . Что помешало бы этому произойти, если бы Бог захотел? Однако вне всего этого стоит то, что совершенно невозможно и недопустимо... Невозможно, чтобы Бог был зол или чтобы Его не было, ибо такое показывало бы бессилие Бога, а не силу. Также невозможно, чтобы несущее существовало, а дважды два было бы одновременно и четыре, и десять. Невозможно и то, чтобы Сын делал что-либо неприемлемое, чего не делает Отец. //**О Сыне (Слово 30)**//. ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **И не мог (Господь) совершить там (на Своей родине, среди своих) никакого чуда** (Мк.6:5) **по неверию их** [[new:mf:13:58|(Мф. 13:58)]] Какие слова! **«Не мог совершить»**! Не сказано: «не совершил», а **«не мог совершить»**, как будто ограничено было Божественное Всемогущество! Это новое и поразительное свидетельство того, что Божественная Сила как бы связывается человеческой немощью (ср. [[new:mk:05:25|Мк. 5:25-34]]). Бог бессилен спасти человека без человека. Божественная Сила всегда готова излиться на человека... Но со стороны человека требуется порыв души и открытость души, чтобы воспринять Божественную Силу. Употребим аналогию: как в материальных вещах, для того, чтобы тот или иной аппарат уловил какие-либо атмосферные токи, надо, чтобы был открыт и действовал его приемник (как, например, в радиоаппаратах); так же точно для того, чтобы человеческой душе включиться в контакт с Божественной Силой, надо, чтобы приемник души был открыт и действовал. Тогда он уловит токи благодатной Силы. Если же души закрыты, глухи, если они неспособны принять Божий дар, то не расточать же Господу Свою Божественную Силу как бы в пространство. И Господь заключился в Себе. Это и обозначает Евангелие, когда говорит: **«Не мог совершить там никакого чуда»**. Потому что закрыты были души. Никто не думал о Божественной Силе, и никто не обращен был к ней. Понятно, что выражение **«не мог совершить»** не содержит в себе и тени намека на то, что Господь не имел силы совершить чудо, а равносильно мысли, что Господь, скорбя о закрытии людских сердец, сознательно не совершил на Своей родине многих чудес. Святой евангелист Матфей так и пишет: //«И не совершил там многих чудес по неверию их»// [[new:mf:13:58|(13:58)]]. //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их** В некоторых случаях Он настолько обильно изливал Свою целительную силу, что евангелист воскликнул об этом: //И исцелил всех больных// [[new:mf:08:16|(Мф. 8:16]], ср. [[new:lk:04:40|Лк. 4:40]]). Среди других людей безграничная мера Христовых благодеяний натыкалась на такие большие препятствия, что сказано: //И не совершил там многих чудес по неверию их// [[new:mk:06:05|(Мк. 6:5-6]], ср. [[new:mf:13:58|Мф. 13:58]]). Щедрость Бога измеряется верою человека, так что одному Он говорит: //По вере вашей да будет вам// [[new:mf:09:29|(Мф. 9:29)]], другому: //Иди, и, как ты веровал, да будет тебе// [[new:mf:08:13|(Мф. 8:13)]], третьему: //Да будет тебе по желанию твоему// [[new:mf:15:28|(Мф. 15:28)]], четвертому: //Вера твоя спасла тебя// [[new:mf:09:22|(Мф. 9:22]], [[new:mk:05:34|Мк. 5:34]], [[new:mk:10:52|10:52]], [[new:lk:08:48|Лк. 8:48]], [[new:lk:17:19|17:19]]). //**Собеседования**//. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их** См. Толкование на [[new:mk:06:04#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 6:4]] ===== Ориген ===== **И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их** Как у некоторых тел есть естественное влечение к другим: у магнитного камня к железу и у так называемой нефти к огню, так же, возможно, есть влечение и у подобной веры к божественной силе. Поэтому сказано: //Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет// [[new:mf:17:20|(Мф.17:20)]]. Мне же кажется, что и Матфей, и Марк, желая точно выразить превосходство божественной силы - что она способна творить и при неверии, хотя ее действие и не таково, как если бы получающие благодеяние имели веру, - высказались не в том смысле, что Он не совершил чудес из-за их неверия, но просто: //Не совершил там многих чудес// [[new:mf:13:58|(Мф. 13:58]], ср. [[new:mk:06:05|Мк. 6:5]]). Что касается Марка, то, сказав, что Он **не мог совершить там никакого чуда**, он на этом не остановился, но добавил: **Только, на немногих больных возложив руки, исцелил их**, - потому что и в этом случае Его сила оказалась победительницей над неверием. //**Комментарии на Евангелие от Матфея**//. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их** Неверие в Иисуса Христа и блазнение о Нем Назаретян не позволяли Ему совершить чудес; потому что от тех, над которыми совершаются чудеса, требуется вера, а в Назаретянах ее не было [[new:mf:13:58|(Мф. 13:58)]]. В ком же из них было хотя немного веры, те удостоились чудотворений: **на немногих больных возложив руки, исцелил их**. „Не сотворил многих чудес, но сотворил немногие, замечают св. Златоуст и блаж. Феофилакт для того, чтобы не сказали: Он противник наш и враг, презирает своих; чтобы не сказали, что если бы были чудеса, то мы уверовали бы. Посему-то и сотворил чудеса, и удержался от чудес. Сотворил, чтобы исполнить Свое дело; удержался, чтобы не подвергнуть их большему осуждению за неверие“. Так Господь может лишать и нас – христиан Своей спасительной благодати за нашу холодность и нерадение о своем спасении. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их** Конечно, Христос не потерял силу творить чудеса, но ведь эта сила, как показывает исцеление кровоточивой женщины [[new:mk:05:34|(Мк.5:34)]], проявлялась только там, где встречала себе веру со стороны человека (свт. Григорий Богослов, блж. Феофилакт). Впрочем, и здесь Христос исцелил несколько больных, очевидно, уверовавших в Него, – только эти чудеса не были особенно поразительными. [<10>]