[<10>] ====== Толкования на Мк. 6:6 ====== ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **И дивился неверию их** Если у больных или у тех, кто приносит их, отсутствует вера, то это может воспрепятствовать тому, чтобы силой целительства пользовались те, кому дан такой дар. //**Собеседования**//. ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **И дивился (Господь) неверию их (окружающих)** И как не дивиться! Чудеса кругом, чудеса на каждом шагу! И все видят их. А оценка чудесного — своя оценка недомыслия и духовной слепоты: //«Откуда у Него это?.. Не плотник ли Он?»// [[new:mk:06:02|(ст. 2]] и [[new:mk:06:03|3)]]. Так всегда! Божии знаменья есть в каждой жизни. Если быть внимательным, они на каждом шагу, они кругом... А оценка их — оценка недоумения и духовной слепоты: «Это все — пустяки». И человек остается со своими «пустяками». Остаются закрытыми глаза и заткнутыми уши... А Господь уходит с его пути. //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **И дивился неверию их** Так говорит святой Евангелист о соотечественниках Спасителя – жителях города Капернаума, где жил Христос. Другие города и селения, слыша Божественное учение Господа и видя Его чудеса, уверовали в Него и следовали толпами за Ним, исцеляясь от своих недугов. Но те, на глазах которых прошла значительная часть жизни на земле Спасителя и которые знали родственников Господа, не верили в Спасителя, так что Он не совершал здесь чудес [[new:mk:06:01|(Мк. 6:1–6)]]. Что было причиной неверия в Спасителя у жителей Капернаума? Их предрассудок: может ли быть Этот Пророк их соотечественником? Они не проникли в глубь существа вопроса, а судили предвзято, ложно. Я не раз думал об отношении к нашей Православной Церкви западных народов, исповедующих, как известно, не истинное христианство, а подделку его: католичество, протестантство, англиканство. И мне кажется, что меньше всего придет верующих в лоно Церкви Божией из католического вероисповедания. Это потому, что оно наиболее предрассудочно: считает себя Церковью и относится к Церкви Божией как схизматической. Отдельные представители католической религии приходят и будут приходить к святому православию. Но все католическое, латинское вероисповедание, мне думается, никогда не примирится с Церковью Христовой. Напротив, все силы оно направляют и будут направлять к тому, чтобы уничтожить Церковь Божию... А протестантство и англиканство гораздо легче могут прийти к Церкви Божией Православной, так как у них меньше предрассудков и враждебности к святому православию. И мы видим, что протестанты сравнительно в большем числе присоединились и стремятся к соединению с Церковью Божией. И англиканская религия тоже очень часто ищет сближения с Христовой Церковью Православною... Дай Боже, чтобы этим стремлениям удалось осуществиться! О сем будем усердно молиться Пастыреначальнику Христу Богу, чтобы и иноверцы вместе с нами у единого престола славили всесвятое имя Живоначальной Троицы, будучи сопричтены к единому спасительному стаду церковному – Святой Православной Церкви Божией! //**В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил** Не только города, но и все села в городах палестинских неподалеку от Иерусалима Господь обходил со Своею проповедию – так Он был ревностен! **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И дивился неверию их** См. Толкование на [[new:mk:06:04#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 6:4]] Ст. 6-11 **Потом ходил по окрестным селениям и учил. И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами. И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд. И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места. И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу** Господь учил не в одних городах, но и в весях, дабы мы знали, что и нам не должно ни пренебрегать малыми городами, ни постоянно посещать большие города, но что должно сеять слово и в незначительных местечках. Далее, не только Сам Он учил, но и посылает учеников Своих, притом по два, дабы они были смелее. Иначе если бы Он послал их по одному, то один не так бы смело мог действовать, а если бы послал более чем по два, то числа апостолов не достало бы для всех селений. Итак, посылает по два: //"Двоим лучше, нежели одному"//, - говорит Екклесиаст [[old:ekl:04:09|(Гл. 4, 9)]]. Заповедует им ничего не брать - ни сумы, ни денег при поясе, ни хлеба, чтобы таким образом научить их нестяжательности и чтобы другие, взирая на них, умилялись, когда они будут научать нестяжательности тем, что сами ничего не имеют. В самом деле, кто не умилится и не подвигнется к нестяжательности, видя, что апостол не берет ни сумы, ни хлеба, который всего нужнее для нас? Велит им пребывать в одном доме, дабы не подумали о них, что они переменят места ради чревоугодия, бродя от одних к другим. У тех, кои не примут их, они должны были, по словам Господа, отрясти пыль с ног своих в знак того, что они совершили далекий путь ради их и, однако, без пользы для них, или в знак того, что они ничего не взяли у них, самой даже пыли, что, напротив, и ее отрясли, дабы это обратилось во свидетельство им, то есть в обличение.// "Истинно говорю вам, отраднее будет Содому и Гоморре в день суда"// нежели тем, которые не примут вас. Ибо содомляне, быв наказаны здесь, там будут наказаны легче; притом апостолы не были посылаемы к ним. Напротив, непринявшие апостолов будут терпеть муки тягчайшие тех. **//Толкование на Евангелие от Марка.//** ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст.6-7 **И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил. И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами** О послании Апостолов на проповедь Иисусом Христом повествует еванг. Марк очень кратко сравнительно с повествованием св. Матфея [[new:mf:10:start|(Мф. гл. 10)]], хотя некоторыми чертами пополняет повествование его. Об избрании их св. Марк сказал ранее [[new:mk:03:13|(Мк. 3:13-]][[new:mk:03:19|19)]]; там и перечислил Апостолов по именам, а здесь лишь приводит некоторые из наставлений им со стороны Господа. Еванг. Лука говорит, что Иисус Христос пред избранием и посланием на проповедь апостолов молился [[new:lk:06:12|(Лк. 6:12)]]. Это дело было великим в жизни Спасителя, поэтому Он и предваряет его молитвой. Какой в этом пример для нас – Его учеников, всякое доброе дело, особенно же важное, предварять теплой молитвой! **Начат посылати**, во-первых потому, что одному Иисусу Христу невозможно было проповедовать всюду, хотя бы сначала только в одной еврейской земле или Палестине; во-вторых потому, что нужно было приучать апостолов к самостоятельному действованию в отсутствии Господа. **Посылать по два**. Это делал Господь с одной стороны потому, что двоим идти на проповедь и безопаснее, и охотнее (Феоф.); с другой же стороны потому, что по закону Моисееву [[old:vtor:19:15|(Втор. 19:15)]] нужно было не менее двух свидетелей для того, чтобы засвидетельствовать истину чего-либо. Евангелист Матфей говорит, что Господь, посылая апостолов на проповедь, не повелел //им// ходить //к язычникам//, а также к Самарянам [[new:mf:10:05|(Мф. 10:5)]]. Это Господь заповедал потому, что, так как со времени Авраама народ еврейский был избран Богом для сохранения истинной веры на земле, сему народу был обещан Мессия, Христос Спаситель и от сего народа имел Он произойти и среди него явиться; то прежде всех и должна начаться проповедь у Евреев [[new:in:04:22|(Ин. 4:22)]] и затем уже после них у всех других народов [[new:mf:28:19|(Мф. 28:19;]] [[new:mk:16:15|Мк. 16:15)]]. Язычники, это – люди, после столпотворения Вавилонского потерявшие веру в истинного Бога и признававшие за Бога разные, приносившие пользу или вред, твари, напр., солнце, огонь и т. п., прославившихся чем-либо людей, или просто какие выдуманные божества. Назывались эти люди язычниками оттого, что идолопоклонство началось со времени смешения языков, а идолопоклонниками, конечно, от почитания идолов. Самаряне, это был народ, живший в середине Еврейской земли или Палестины, между областями Иудеей и Галилеей. Народ этот состоял из смеси иудеев, которые остались здесь от пленения десяти колен Израильского царства Ассирианами, и язычников, которые переселены были из разных областей Ассирийского царства на место отведенных в плен [[old:4ts:17:23|(4 Цар. 17:23-]][[old:4ts:17:24|24)]]. Переселенцы эти, наученные священником, приняли еврейскую веру, но не оставляли служения и своим богам, и, таким образом, религия их состояла из смешения иудейской и языческой и называлась Самарянским расколом. Из священных книг Самаряне принимали только 5 книг Моисеевых, следовательно не принимали пророков. Евангелист Марк умалчивает о повелении Господа не ходить до времени к язычникам, вероятно, потому, что Евангелие его первоначально было назначено для уверовавших из язычников, и он не хотел смущать их этим сказанием, тем более, что это повеление впоследствии было отменено ( [[new:mf:28:19|Мф. 28:19]]; [[new:mk:16:15|Мк. 16:15]]. Мих.). //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил** **«И дивился»**... Блаженный Августин не хочет допустить того, чтобы Христос действительно чувствовал удивление, это, по его взгляду, не согласно с Его всеведением (О бытии прот. Ман. I, 8, 14), но Фома Аквинат разрешает это недоумение указанием на то, что неоднократно были случаи, когда Христос узнавал о чем-нибудь из сообщений других. Так и в настоящем случае Христу могли сообщить о неверии, которое проявили в отношении к Нему назаретяне в частных домашних разговорах, и по этому-то случаю Христос выразил Свое удивление. **«Потом ходил по окрестным селениям»**... Отвергнутый Своими согражданами, Христос продолжает проповедь в кругу (κύκλῳ) селений или местечек, к которому принадлежал и Назарет, или же – можно понимать это выражение и так – Он совершает круговой обход этих местечек, возвращаясь к приморскому берегу. Во время этого путешествия Он посылает на проповедь апостолов. **//Толковая Библия.//** [<10>]