[<10>] ====== Толкования на Мк. 6:16 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых** См. Толкование на [[new:mk:06:14#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 6:14]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 16-18 **Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых. Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего** **Связа его** (Иоанна) **в темнице** (заключил его в темницу). **В темницу**, это – в Махеронскую крепость, которая лежала на северо-восточном берегу Мертвого моря. **Иродиады ради** (за Иродиаду) **жены Филиппа брата своею, яко оженися ею** (потому что женился на ней). Иродиада была дочь Аристовула, сына Ирода великого. Ирод же и Филипп были дети сего царя. Таким образом, Иродиада приходилась племянницей как Ироду Антипе, так и Филиппу. Она была замужем за Филиппом и имела от сего брака дочь Соломию, которая очень угодила Ироду своей пляской [[new:mk:06:22|(Мк. 6:22)]]; Ирод же был женат на дочери арабского царя Арефы, но, отослав ее от себя, еще при жизни Филиппа, взял жену его Иродиаду. За это-то беззаконие и обличал Иоанн Ирода, говоря ему: **не достоит** (непозволительно) **тебе имети жену Филиппа брата твоего** [[new:mk:06:18|(Мк.6:18)]]. Поступок Ирода был совершенно беззаконен; если законом Моисеевым позволялось жениться на жене брата, то только в случае его смерти и при том в случае бездетства ее самой [[old:vtor:25:05|(Втор. 25:5-]][[old:vtor:25:06|6)]]. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 16-20 **Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых. Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его** Начинающееся в этом стихе повествование об умерщвлении Иоанна Крестителя в общем сходно со сказанным у евангелиста Матфея [[new:mf:14:03|(Мф. 14:3–12)]]. Но все-таки в Евангелии Марка есть некоторые особенности. Так, в 19-м стихе он упоминает о злобе, которую питала к Иоанну Иродиада, а в 20-м стихе сообщает, что сам Ирод уважал Иоанна за его праведность и даже советовался с ним. Это последнее сообщение представляет собой дополнение к сказанному евангелистом Матфеем, который упоминает только о желании Ирода отделаться от Иоанна, обличавшего его и сдерживавшегося только боязнью пред народом[[new:mf:14:05|(Мф. 14:5)]]. Отсюда мы можем заключать о двойственности, которую Ирод обнаруживал в отношении к Иоанну: он то хотел убить его под влиянием раздражения, то, успокоившись, слушал его советы, если только они не касались его отношения к Иродиаде. [<10>]