[<10>] ====== Толкования на Мк. 6:35 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много** Итак, Он говорит им: //Вы давайте им есть//, - на что они ответили, что у них только пять хлебов. Какой смысл в том, что рядом с этим описываются страсти Иоанна, который, уже будучи мертв, изображается через слова Ирода (ср. [[new:mk:06:14|Мр. 6:14-29]])? Не в том ли, что после падения закона пища Евангелия начинает вскармливать изголодавшиеся сердца людей? После исцеления страдавшей кровотечением, что была образом Церкви, после призвания на благовествование Царства Божия апостолов дается, наконец, пища небесной благодати. Однако смотри, кому она дается: не праздным, не городским, живущим при синагоге или в богатых домах, но тем, кто среди пустыни ищет Христа (ср. [[new:mf:14:13|Мф. 14:13]], [[new:lk:04:42|Лк. 4:42]], [[new:lk:09:10|9:10]], [[new:evr:13:13|Евр. 13:13-14]]). //**Толкование на Евангелие от Луки**//. ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много** Хотя место и безлюдно, но рядом Кормилец вселенной (ср. [[new:in:06:35|Ин. 6:35]], [[new:in:06:51|51]]). Хотя и прошла пора, но к вам обращается Неподвластный времени. //**Гомилии на Евангелие от Матфея**//. ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== Ст. 35-43 **Ученики Его (Христа), приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много, — отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть. Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть? Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы. Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. И сели рядами, по сто и по пятидесяти. Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов** **«Отпусти их...»** Это — голос мира. Он делит жизнь на две полосы: одна полоса — христианам пойти в церковь, послушать Святое Писание, повздыхать о благочестивой жизни святых; другая полоса — это собственно жить, т.е. хлопотать, заботиться, приобретать, радоваться, отдыхать, растить детей и пр. Потому, когда нужно жить, тогда мир говорит христианству: **«Отпусти их»**, они послушали слово Истины, и теперь пусть пойдут поживут. Они — люди, надо же им и об жизни подумать. И около христианства — место безжизненное, пустынное. Христианство — хорошая теория, а жить христианством не живут... Потому: **«Отпусти их»**. Христос не отпустил народа. То, что говорит мир, — заблужденье. //«Я есмь хлеб жизни»// [[new:in:06:48|(Ин. 6:48)]]. От Меня и около Меня питайтесь душами и телами. Когда вы уходили от Меня «жить» и насыщаться по-мирскому, что вы выгадали? Не умирали ли вы не только душами, но и телами? //«Отцы ваши ели манну... и умерли»// [[new:in:06:49|(Ин. 6:49)]], а Я дам //«хлеб... таков, что ядущий его не умрет»// [[new:in:06:50|(Ин. 6:50)]]. Куда же Я отпущу от Себя? На смерть? И Он оставил народ около Себя. Оставил для насыщения сначала душ, потом тел. Хотя души уже были насыщены. Он все же говорит ученикам: **«вы дайте им есть»**. Конечно, Он через это внушал ученикам, чтобы насытили народ словом истины, чтобы души их насытили, потому что знал Он, что ученики не имели вещественного хлеба и никак не могли накормить пять тысяч народа. Значит, словами «дайте им есть» напоминает, что посланные (апостолы) и раздаятели славы прежде всего должны позаботиться о духовном насыщении алчущих правды, напоминая, что это — первая забота о душе. Она должна напитаться от Христа. Вторая забота — о теле, о всей внешней жизни. Господь знает, что такая забота естественна и указывает, что она должна быть удовлетворена около Него. Ради этой цели Господь совершает великое чудо насыщения пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек, не считая женщин и детей [[new:mf:14:21|(Мф. 14:21)]]. Смысл чуда насыщения тот, что и внешняя человеческая жизнь должна строиться Господом же, как и насыщение Им души; что человек во всей своей жизни, в заботах, в трудах, в отдыхе, в радости, в печали должен жить от Него, через Него и в Нем. Для наглядной передачи этой мысли Господь совершает чудо в обстановке полного земного порядка. Он хочет указать, что все естественные земные потребности ведомы Ему, и Он удовлетворит их Своим могучим воздействием. Как добрый Домоправитель Господь приказывает всем занять места в полном порядке, рядами, с промежутками через 50, 100 человек. Как добрый Домоправитель Господь велит ученикам разносить сидящим пищу и раздавать им, чтобы не было суеты и беспорядка. Наконец, как добрый Домоправитель Он приказывает после трапезы собрать остатки, чтобы Божий дар не валялся неприбранным. Зачем нужны эти подробности в евангельском рассказе? Все подробности порядка насыщения приводятся затем, чтобы показать, что Господь и в земном устроении жизни все предусмотрит как мудрый Созидатель жизни и удовлетворит земное потребное как любящий Отец. Как творится самое насыщение? Чем достигается насыщение? Умножением хлеба, т.е. иначе говоря: увеличением внешних земных вещей? Нисколько. Ни один евангелист, рассказывая об этом чуде, не говорит, что Господь из пяти хлебов сделал 500 хлебов и ученики раздавали их, и из двух рыб сделал двести. Насыщение дается благословением Бога: «воззрев на Небо, благословил и преломил». И стали делиться те же пять хлебов и от отламываемых кусков этих пяти хлебов с избытком были сыты пять тысяч человек. Здесь развитие той же великой мысли, что устроение земного порядка идет от Христа и наилучше совершается Его благословением. Не бесконечная забота о вещах, не бесконечная череда приобретений, не умножение вещей, не этот обычный плен вещами обеспечивает удовлетворение жизненных потребностей, а благословение Бога. Когда земная жизнь устрояется под этим могучим благословением, тогда как бы повторяется чудо насыщения: всего хватает, малое удовлетворяет большое, не раздражает, и нет постыдного рабства вещей, ради «живота». Когда же жизнь строится без Божия благословения, по эгоистической самости, тогда она обращается в египетский плен вещами. Человек приобретает и не насыщается, заботится и не уменьшается ярмо забот. Весь свой век человек в хлопотах и тревоге, и конца нет делам, и не прибывает спокойствия и удовлетворения жизнью. Какое-то беличье колесо. Бег без достижения и радости... Плен, ярмо вещей... Так всегда, когда жизнь строится без Бога. //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много** Как приятно было смотреть на Тебя в это время, Воплощенная Любовь, [когда] пред Тобою тысячи простого, бедного народа стояли в молчании, жадно слушая животворное слово Твое. Прошло уже много времени (**час мног**, неопределенно), a Господь все учил их о Царствии Небесном. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Иероним Стридонский===== **И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много** Думаю, это тот народ, который учитель язычников Павел собрал от Иерусалима и до Иллирика и, помазав миром учения и окропив благовониями небесных тайн, привел на мирное ложе - ложе Соломона. Итак, вот чудо: Церковь еврейского народа, восходящая через пустыню к познанию Христа. Ибо «пустыня» в действительности есть место, где неведомо имя Христово. //**Изложение Песни Песней**//. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много** См. Толкование на [[new:mk:06:34#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 6:34]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 35-38 **И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много, – отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть. Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть? Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы** **Пенязь** или динарий, это – монета в 20 коп. Двести пенязей или динариев – 40 руб. Пo всей вероятности, такая сумма, полученная от благотворителей, была налицо у Апостолов [[new:in:06:07|(Ин.6:7)]], и ап. Филипп замечает, что если употребить всю эту сумму, то и ее будет недостаточно для покупки хлеба такому множеству народа, какое слушало учение Христово. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много** См. Толкование на [[new:mk:06:34#lopuxin_ap|Мк. 6:34]] [<10>]