[<10>] ====== Толкования на Мк. 8:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону** Ни одно из знамений не побудило людей следовать за Ним так, как чудо о хлебах, причем они хотели не только идти за Ним, но и сделать Его царем (ср. [[new:in:06:15|Ин. 6:15]]). Поэтому, чтобы избежать подозрения в мятеже, Он после совершения этого чуда удаляется. И чтобы за ним не последовали, удаляется не пешим ходом, а на лодке. //**Гомилии на Евангелие от Матфея**//. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 13-21 **И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону. При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке. А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой. И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас. Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните? Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали семь. И сказал им: как же не разумеете?** Господь оставляет фарисеев как людей неисправимых. Ибо медлить должно там, где есть надежда на исправление, а где зло неисправимо, оттуда надлежит бежать. Ученики забыли взять хлебы по особому устроению Божию, чтобы они после строгого выговора Христова сделались разумнее и познали силу Христову. Ибо когда Господь сказал, чтобы они остерегались закваски фарисейской, то есть учения фарисейского, то они подумали, что Господь напоминает им о закваске хлебной. Итак, справедливо Он упрекает их как неразумеющих силы Христовой, которой Господь может сотворить хлебы и из ничего. Учение фарисеев и иродиан называет закваской по той причине, что оно было терпко и исполнено ветхой злобы. И всякий, кто обветшал во зле и не может говорить ничего духовного, чтобы усладить гортань слышащего, имеет в себе закваску древней злобы, то есть учение ядовитое и ведущее принявших его только к раскаянию. Но кто были иродиане? Это какие-то новоявившиеся учители, кои говорили, что Ирод есть Христос и что в него должно верить. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону. При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке** **Отправился на ту сторону** (иде на он пол), т. е. на северо-восточную сторону Галилейского моря. **Забыли** (забыша) **взять хлебов** и пр., т. е. в достаточном количестве, так как у них был только один хлеб, место же, где они находились, было пустынное. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-21 **И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону. При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке. А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой. И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас. Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните? Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков. Сказали: семь. И сказал им: как же не разумеете** Разговор о закваске см. [[new:mf:16:05|Мф. 16:5–12]]. Вместо упоминания о саддукеях [[new:mf:16:06|(Мф. 16:6)]] евангелист Марк приводит упоминание о закваске Иродовой [[new:mk:08:15|(стих 15)]]. Очень может быть, что евангелист этим самым выражал мысль о сходстве в нравственных воззрениях Ирода Антипы, человека всецело преданного чувственности, с саддукеями, которые также более всего ценили материальные блага жизни. [<10>]