[<10>] ====== Толкования на Мк. 8:31 ====== ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **И начал (Господь) учить их (учеников), что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть** Только последовало первое исповедание Христа Богом [[new:mk:08:29|(Мк. 8:29-30)]], как Господь открывает истину непримиримости со Христом мира зла и греха. И эта истина во все века остается законом жизни. **«Начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать...»** Во все века, когда Сын Человеческий в лице Своих последователей сталкивается с миром зла, зло обрушивается на Него всеми своими агентами. Агентами зла были и первосвященники, и книжники. И они побеждали: **«Сыну Человеческому надлежит быть убиту»**, но, конечно, истина жизни неискоренима. И Сыну Человеческому надлежит **«в третий день воскреснуть»**. //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 31-33 **И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое** Приняв от учеников Своих исповедание, что Он есть истинный Христос, Господь открыл им и тайну Креста. Но открыл ее еще не вполне, ибо апостолы не понимали того, что Он говорил, и не разумели, что значит воскреснуть, но думали, что лучше Ему вовсе не страдать. Поэтому Петр и начинает возражать, говоря, что напрасно предавать Себя на смерть, когда может и не страдать. Но Господь, показывая, что страдание Его будет во спасение им и многим и что один сатана не хочет, чтоб Он пострадал и спас людей, называет Петра "сатаною" за его мысли, свойственные сатане, за то, что он не желал Христу пострадать, но прекословил Ему; сатана - значит противник. //"Отойди от Меня"//, - говорит, то есть следуй Моей воле, не прекословь и не будь противником Моим, но следуй Мне. Петр, по словам Господа, думал о "человеческом", ибо мыслил плотское, хотел, чтоб Господь оставался в покое, не предавал Себя на Распятие и не подвергался напасти за спасение мира. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть** **Начал учить** и пр. У еванг. Матфея тут прибавлено слово. //Оттоле// (с того времени) [[new:mf:16:21|(Мф. 16:21)]]. Это значит, что до того времени, когда ап. Петр, сам лично и в то же время от лица всех прочих апостолов, исповедал Иисуса Христа Мессией Сыном Божиим, Господь хотя говорил апостолам о предстоящих Ему страданиях и смерти, но говорил не прямо, напр., в Еванг. Матфея [[new:mf:12:40|(Мф. 12:40)]], где Он говорил о Своем тридневном воскресении; теперь же Он уже ясно говорит им об этом, потому что они признали Его за Мессию, и посему настала пора приготовлять их к мысли о предстоящих Ему страданиях и смерти. Господь с удивительною постепенностью открывал тайну спасения рода человеческого, – говорит один духовный писатель, – приготовив постепенно апостолов, Он сначала открыл им тайну Своего Божества, и при том так, что они сами, устами ап. Петра, исповедали сию тайну. И вот теперь, когда они восприняли сердцем и исповедали тайну воплощения Сына Божия, а спасение рода человеческого имело совершиться не одним воплощением, но и страданиями Спасителя, поэтому Он сообщает им и тайну своих искупительных страданий и смерти. Он теперь, после видимого исповедания Петрова, и делает это – открывает сию тайну (Троиц. л.). **Пострадать**. Иисус Христос Спаситель мира долженствовал совершить спасение людей Своим учением, жизнью, смертью и воскресением. После научения людей словом Своим и примером жизни Своей Ему надлежало пострадать. Его вольные страдания и крестная смерть за людей, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть безгрешного и Богочеловека, долженствовали удовлетворить правосудию Божию, осудившему людей за грех на смерть, и послужить безмерной заслугой на право без оскорбления правосудия подавать людям прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью (Прав. Катих.). Господь Иисус Христос имел принести Себя в жертву за других, подобно тому, как один человек выкупает другого из плена или за долг из темницы. Об этих страданиях и смерти, а затем и о воскресении Иисус Христос не раз предсказывал апостолам, чтобы заранее приготовить их к этому. Такое предсказание Он и высказывает им в словах: **подобает Сыну Человеческому** и пр. **Сыну Человеческому**, это – Ему Самому (чит. объясн. [[new:mk:02:10|Мк. 2:10]]). И в предсказании о Своих страданиях и смерти Своим ученикам Господь соблюдает постепенность. Теперь Он открывает им только то, что Ему **должно пострадать и быть убиту**, позднее уже скажет, что Он //будет предан// язычникам на распятие. Нo чтобы облегчить тяжесть этих предсказаний для любящих сердец Своих учеников, каждый раз Господь прибавляет, что **в третий день** Он воскреснет. **Пострадать, быть отвержену** (искушену быти) **старейшинами, первосвященниками и книжниками**, Иисус Христос предвидел, что главными виновниками Его отвержения и смерти будут старейшины, первосвященники и книжники, потому так и говорит. Иудейские старейшины, т. е. старшие в роде, начальники, первосвященники (архиереи и старшие священники) и книжники – ученые люди, богословы, законоучители (о книжниках чит. в объясн. [[new:mk:02:06|Мк. 2:6]]), ненавидели Господа за то, что Он обличал их ложное учение и беззаконную жизнь, и завидовали Ему, потому что народ за учение и чудеса уважал Его более, чем их: это и послужило для них поводом к тому, чтобы осудить Господа. С другой стороны старейшины, первосвященники и книжники составляли так называемый синедрион, – высший суд, который судил и осудил на смерть Иисуса Христа ([[new:mk:14:53|Мк. 14:53]] и др.). //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 31-33 **И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое** Предсказание Христа о Своей смерти см. в Евангелии Матфея [[new:mf:16:21|(Мф. 16:21–23).]] Евангелист Марк прибавляет, что Господь стал говорить о Своих страданиях **«открыто»**, т. е. так, что не оставалось повода к какому-нибудь недоразумению, и притом без всякого страха (παρρησία). [<10>]