[<10>] ====== Толкования на Мк. 9:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом** Каждый из них дерзновенно говорил с тираном: один - с египетским, другой - с Ахавом, причем заступаясь за неблагодарных и непослушных людей... Оба они были простецы: один был медлителен в речи и косноязычен (ср. [[old:ish:04:10|Исх. 4:10]]), другой же необразован. Оба были строгими нестяжателями, ибо Моисей ничем не владел и Илия не имел ничего, кроме милоти (ср. [[old:3ts:19:19|3 Цар. 19:19]], [[old:4ts:02:08|4 Цар. 2:8-14]]). //**Гомилии на Евангелие от Матфея.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом** См. Толкование на [[new:mf:17:03#prp_maksim_ispovednik|Мф. 17:3]] ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом** См. Толкование на [[new:mk:09:02#sschmch_grigorij_lebedev|Мк. 9:2]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 4-8 **И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса** По многим причинам Илия и Моисей являются беседующими с Христом. Но достаточно упомянуть о двух. Так, поскольку ученики радовались, что в народе одни принимали Его за Илию, а другие - за одного из пророков, то Он являет им величайших пророков, дабы ученики, по крайней мере, таким образом познали различие между рабами и Владыкой. Вот первая причина. Вторая: так как многие почитали Христа богопротивником, разоряющим будто бы субботу и преступающим закон, то Он показывает на горе таких пророков, из коих один был законодатель, а другой - ревнитель; а такие пророки не стали бы беседовать с Ним, если бы Он разорял Закон и не исполнял того, что они проповедали. Петр же боялся сойти с горы (ибо страшился распятия Господня) и потому сказал: //"хорошо нам здесь быть"// и не сходить в среду иудеев; ибо если враги Твои сюда и придут, мы имеем Моисея, поразившего египтян, имеем Илию, низведшего с неба огонь и истребившего пятидесятоначальников. О чем же беседовали с Ним пророки? Они говорили о Распятии и смерти Его. А что говорил Петр, он сам не знал, что говорит, потому что все они (ученики) были в страхе от неизреченного света и славы Христовой. Он не хотел, чтоб Иисус сходил с горы на Распятие ради нашего спасения, а желал оставаться всегда на горе. Но обратим наш ум и к (таинственному) созерцанию. По кончине мира сего, созданного в шесть дней, возведет нас Иисус, если мы (истинные) Его ученики, //"на гору высокую"//, то есть на небо, и явит Себя нам в светлейшем виде. Ныне Он является нам в бесславном виде, как Распятый и Сын древоделателя, а тогда увидим славу Его, как Единородного; увидим также и Закон, и пророков, беседующих с Ним, то есть изреченное о Нем Моисеем и пророками, тогда уразумеем и найдем совершенное исполнение их вещаний. Тогда услышим мы и Отеческий глас, ибо Отец откроет нам Сына и возвестит: //"Сей есть Сын Мой"//. Как же Он возвестит нам это? При осенении облака, то есть Святаго Духа, ибо Он есть источник жизни. ===== Беда Достопочтенный ===== **И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом** Моисей и Илия, которые беседовали с Господом на горе, говоря о Господних страстях и о воскресении, воплощают закон и пророчества, которые исполнились в Господе и очевидны теперь, и еще более очевидными будут впоследствии... В Моисее и Илии, несомненно, можно видеть всех тех, кто будет царствовать с Господом (ср. [[new:otkr:22:05 |Откр. 22:5]]). В Моисее, который умер и был погребен, следует видеть тех, кто после суда воскреснет из мертвых (ср. [[new:act:17:31|Деян. 17:31-32]]); в Илии, который никогда не платил долги смерти (ср. [[old:4ts:02:11|4 Цар. 2:11]]), следует видеть тех, кто будет жив и во плоти во время прихода Судии. //**Гомилии на Евангелие.**// ===== Ориген ===== **И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом** Когда о Сыне Божием помыслим, созерцая Его преобразившимся, так что лицо Его предстанет подобным солнцу, а одежды белыми, как снег, то увидев Иисуса таким, немедленно поймем, что Моисей представляет закон, а Илия не столько себя самого, сколько собирательно всех пророков. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом** См. Толкование на [[new:mk:09:02# prot_ioann_buxarev |Мк. 9:2]] ===== Лопухин А.П. ===== **И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом** Евангелист Марк на первом месте ставит Илию (а не Моисея, как Матфей), может быть, потому, что далее идет беседа об Илии (стих 11 и сл.). [<10>]