[<10>] ====== Толкования на Мк. 9:11 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 11-13 **И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену. Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем** Между иудеями держалась молва, что пред пришествием Христа придет Илия. Впрочем, фарисеи не так, как должно, толковали писанное об Илии, но злонамеренно превращали (смысл Писаний), скрывая истину. Ибо пришествий Христовых два: одно - первое (которое уже было), а другое еще имеет быть. Предтечею первого был Иоанн, предтечею второго будет Илия. Но Христос называет Илиею Иоанна, как обличителя, ревнителя и пустынника. Таким образом, Господь опровергает мнение фарисеев, которые думали, что предтечею первого Христова пришествия должен быть Илия. Как же опровергает? Он говорит: //"Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать"//. Это значит вот что: когда придет Илия Фесвитянин, он умирит непокорных иудеев, приведет их к вере и таким образом соделается предтечею второго пришествия Христова. А если бы Фесвитянин, долженствующий устроить все, был предтечею первого пришествия, то как же написано, что Сын Человеческий должен пострадать? Итак, одно из двух: или Илия не должен быть предтечею первого пришествия, если Писания говорят истину, что Христу надлежит пострадать, или мы будем верить словам фарисеев, что предтечею первого пришествия должен быть Фесвитянин, - и тогда не будет истины в Писаниях, которые говорят, что Христос постраждет; ибо Илия должен устроить все, и не будет тогда ни одного еврея неверующего, но все поверят проповеди, кто только услышит ее от Илии. Опровергая таким образом превратное мнение фарисеев, Господь сказал, что //"Илия// (то есть Иоанн) //уже пришел, и поступили с ним, как хотели"//, поскольку не поверили ему, и он принял кончину отсечением (главы), сделавшись жертвой забавы (Иродовой). ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде** Ответ Христов на вопрос учеников о пришествии Илии предтечей Мессии у св. Марка передается почти одинаково с св. Матфеем, с небольшим лишь различием [[new:mf:17:10|(Мф. 17:10-]][[new:mf:17:13|13)]]. Из видения Преображения Господня апостолы вполне убедились, что Иисус Христос есть тот самый Мессия, Который обещан миру. Но, так как на основании буквального понимания пророчества Малахии о предтече Христовом [[old:mal:04:05|(Мал. 4:5-]][[old:mal:04:06|6)]]: //Я послю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия дня Господня// – у иудеев было верование, что прежде Мессии должен явиться пророк Илия и приготовить Ему путь, т. е. своей проповедью приготовить людей к принятию Его; то апостолы и спросили Иисуса Христа: **как же книжники**, т. е. еврейские ученые, законоучители, (о них чит. [[new:mk:02:06|Мк. 2:6]]) **говорят, что** (глаголют, яко), **Илии надлежит прийти, прежде** Мессии. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде** Мысль, заключающаяся в вопросе учеников, такова. Книжники, которые немало говорили о признаках пришествия Мессии, останавливали внимание своих слушателей на пророчестве Малахии, согласно которому перед пришествием Мессии должен явиться Илия пророк и приготовить евреев к принятию Мессии [[old:mal:04:05|(Мал. 4:5]] и сл.). Теперь ученики видели уже Илию – он пришел с неба и, значит, непременно приготовит евреев к принятию Христа, когда Христос соблаговолит открыть Себя миру. К чему же Христу еще страдать и умирать? Кто же поднимет на Него руку, если Илия подготовит всех к вере во Христа? [<10>]