[<10>] ====== Толкования на Мк. 9:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену** **И устроить все**, то есть исправить неверие иудеев того времени. У пророка Малахии выражено очень точно, ведь он не сказал: «И Он возвратит сердце сына отцу», но сердце отца сыну. Поскольку иудеи были отцами апостолов, он имеет в виду, что Илия возвратит сердца их отцов, то есть разум народа иудейского, к учению их сынов. //**Гомилии на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену** См. Толкование на [[new:mk:09:11#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 9:11]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст.12-13 **Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену. Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем** **Правда, Илия должен** (Илии подобает) **придти прежде и устроить все, и Илия пришел** (прииде) и пр. Смысл сего ответа следующий: „Что предсказано об Илии пророком Малахией: //Я послю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия дня Господня// [[old:mal:04:05|(Мал.4:5-]][[old:mal:04:06|6)]], именно, что он должен прийти прежде Мессии и устроить все, что нужно к принятию Мессии народом, это правда, это несомненная истина, как написанная в Свящ. писании“. Кто же этот Илия? Это – Иоанн Предтеча и Креститель Христов. Назван он Илией потому, что действовал в духе и силе Илии. У Евреев было в обычае называть одно лицо именем другого по сходству их служения и образу жизни (Злат.). Он (предтеча) //предъидет пред Ним// (Иисусом Христом) //духом и силою Илииною// [[new:lk:01:17|(Лк. 1:17)]], сказал арх. Гавриил, возвещая рождение Предтечи. Мученическая смерть Крестителя Господня наводит на мысль о мученической смерти Его Самого, и Он пользуется этим случаем сказать об этой смерти апостолам, о чем еще так недавно говорил им [[new:mk:08:31|(Мк. 8:31)]]. В последнее время Своей земной жизни Иисус Христос часто говорил Своим ученикам о предстоящей Ему искупительной смерти. Если предсказанное о Моем предтече исполнилось, то, продолжает Господь, несомненно и то, что Мне, Сыну Человеческому, как Мессии **надлежит много пострадать и быть уничижену**: ибо это так написано в том же Свящ.писании – непреложном слове Божием (напр., [[old:is:53:start|Ис. 53;]] [[old:ps:021:start| Пс.21]] и др.). И Я **говорю вам, что Илия**, Мой предтеча, действительно пришел, но большинство иудеев не узнало его, **и поступили с ним, как хотели** (и сотвориша ему, елика хотеша), **как** (якоже) **написано о нем**, т. е. как предъизображен он в жизни древнего Илии, которого гнали и преследовали. И Иоанна Крестителя преследовали, заключили в темницу и умертвили; подобно тому, как преследовали и искали умертвить древнего Илию“. Известно, что убил Иоанна Предтечу Ирод Галилейский за то, что он обличал его в отнятии жены у брата своего Филиппа; но Господь говорит, как будто убил его народ. Блаженный Феофилакт объясняет это так: „народ позволил Ироду убить Иоанна, тогда как мог воспрепятствовать сему, и тем самым сделался убийцей его“. Евангелист Матфей замечает при сем, что несмотря на то, что говорил Господь прикровенно об Иоанне Крестителе, Апостолы поняли, что речь шла именно о нем [[new:mf:17:13|(Мф. 17:13)]]. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену** Господь здесь повторяет вопрос учеников, раскрывая его смысл. «Если правда то, что Илия должен приготовить евреев к принятию Меня как Мессии, то как – в этом суть вашего недоумения – сообразовать с этим то, что сказано в Писании о Сыне Человеческом, именно те пророчества, в которых говорится о враждебном отношении евреев к Мессии, о Его великих страданиях и уничижении?» [<10>]