[<10>] ====== Толкования на Мк. 9:35 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою** Да не появится среди вас никакой спеси, но пусть собираются вместе простота, согласие и расположение без притворства. Пусть убеждает себя каждый в том, что он хуже не только брата, но и всякого человека, ибо, сознавая это, поистине будет Христовым учеником (ср. [[new:gal:05:13|Гал. 5:13-14]]). //**О христианском установлении.**// ===== Свт. Лука Крымский ===== **И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою** Вникните в эти слова Христовы, навсегда их запомните: **Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою**. В человеческой жизни так не бывает. Чтобы быть первым, не поступают так, как говорит Господь Иисус Христос; другим не служат; ищут, чтобы им служили. Господь говорил не о первенстве среди людей, первенстве земном. Он говорил о тех, кто хочет быть первым в глазах Божиих, но не в глазах человеческих. Им говорится, что они должны быть последними, а не первыми, должны всем служить. Это рассуждение не человеческое. Как видите, ставится требование совсем особенное, неведомое миру: быть **последним**, быть **всем слугой** — того называет Господь первым в очах Божиих. Трудно ли это исполнить? Нет, несравненно легче, чем **быть первым** среди людей, чем стать первым в глазах человеческих. Чтобы стать первым в глазах человеческих, нужно добиться влияния, добиться власти, добиться богатства. Здесь ничего этого не требуется: **будь всем слугой**, тогда будешь первым в очах Божиих. Это совсем не трудно, только будь смирен духом и прост. Невозможно это для тех, которые полны гордости и превозношения. Кто способен быть слугою всем, исполнить эту заповедь Христову? Только добрые, тихие, очень скромные люди, ничего не желающие от людей. Такие всем служат, никогда не добиваются первенства, а желают быть последними. Таких незаметных, тихих, бедных, иногда даже презираемых людей много-много среди христиан. Бывают такими простые старушки, бедные женщины, бедные старички. Они не помышляют о первенстве, не добиваются уважения и чести в глазах людских, а только тихо и незаметно делают свое великое дело, которое требует Господь Иисус Христос. Есть много-много самых незначительных, самых малых людей, которые исполняют эту заповедь Христову. Никому не ведомые, никем не замечаемые, они творят это святое дело — служат всем, чем могут: каждого стараются обласкать, каждому услужить, каждому что-нибудь сделать нужное; стараются утешить хорошим, добрым словом. У них есть живая, постоянная потребность всем служить, ибо всех они любят, всех жалеют. Эта любовь, эта жалость делают их исполнителями сей великой Христовой заповеди. Они даже не осознают, не замечают того, что творят; не придают никакого значения этим малым услугам. Не думают, что это может быть велико и свято в очах Божиих, не думают, что эту заповедь Христову исполняют; желают только быть последними, желают только всех обласкать, всем доброе слово сказать. Такие неведомые для людей являются первыми в очах Божиих. Видите, как это велико. В Деяниях Апостольских есть прекрасное место: //Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: "Взгляни на нас". И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: "Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи". И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога// [[new:act:03:01|(Деян. 3:1-8)]]. Зачем же сказал апостол Петр: //Взгляни на нас//? Ему нужно было посмотреть в его глаза. Он был, конечно, прозорлив, ведал сердца человеческие и по глазам видел сердце человека. Ему нужно было увидеть, верует ли этот человек, способен ли получить чудесное исцеление. Тот пристально смотрит на апостола, надеясь что-либо получить. И вот Петр исцеляет его во имя Христово. Эти слова запомните: //Серебра и золота нет у меня, а что имею, то даю тебе//. Не думайте, что благотворить можно только деньгами, серебром и золотом, что только богатые могут исполнять заповедь о милосердии, о подаянии. Святой апостол Петр научил нас, что, и не имея ничего ценного, можно дать чрезвычайно много. Каждый может дать людям чрезвычайно много, не имея денег, если в сердце имеет святую любовь, сострадание, жалость и милосердие. Можем пожалеть человека, чем-нибудь услужить ему, сделать одно из малых дел, о котором мы говорили. Можно добрым словом смягчить ожесточенное сердце ближнего своего, множеством самых простых дел помочь ему, позаботиться о нем, услужить ему. Такого великого дара, какой получил несчастный калека от апостола Петра, нет у нас, но каждый из христиан может сказать доброе слово ближнему своему; каждый может услужить ближнему своему. Исполняйте эту святую заповедь, и будете первыми в глазах Божиих! //**Спешите идти за Христом. На слова: «Кто хочет быть первым, будь всем слугою».**// ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою** См. Толкование на [[new:mk:09:33#sschmch_grigorij_lebedev|Мк. 9:33]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою** В Царстве Иисуса Христа большинство приобретается смирением и смиренным служением всем и каждому. Господь оставил нам образ, да последуем стопам Его. А Он, будучи Сыном Божиим, //уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя//, ради нашего спасения, //быв послушным даже до смерти, и смерти крестной// [[new:fil:02:07|(Фил. 2,7–8)]]. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою** См. Толкование на [[new:mk:09:32#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 9:32]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою** **Аше кто хощет старей** (первым) **быти, да будет всех меньший** (из всех последним) **и всем слуга**. Подобные слова сказаны были Иисусом Христом Апостолам при другом случае, это – когда двое из ближайших к Нему Апостолов Иаков и Иоанн просили себе высших мест, а следовательно, и высших почестей в Его царстве, а прочие Апостолы негодовали на просителей за это. Тогда Господь еще предварил сии слова следующими: //вы знаете, что князья народов господствуют над ними и вельможи властвуют ими. Но между вами да не будет так// [[new:mk:10:42|(Мк. 10:42-]][[new:mk:10:43|43)]]. В тех и других словах Господь показал, какое основное правило членов Его царства, – это не то, что в обыкновенных земных царствах: там властвование и возвышение над другими, а тут смирение и самоотвержение. В Его духовном царстве, т. е. в Христианской Церкви, больший и первый должен быть из всех последним и всем слугою, т. е. должен сознавать себя ниже всех и быть готовым на всякое самоотвержение и на всякое доброе дело для ближнего, не только для высшего, но и для низшего себя. „Как в семье наибольший, становясь наибольшим, пишет еписк. Феофан, берет к сердцу заботу обо всем семействе и в том честь и преимущество свое поставляет, чтобы всех успокоить, сделать так, чтобы всем было хорошо; так и в обществе христианском хотящий быть наибольшим, должен принять на себя полное попечение о христианском удобстве всех в том кругу, в котором находится, и в том роде деятельности, какую он избрал“. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою** См. Толкование на [[new:mk:09:33#lopuxin_ap|Мк. 9:33]] [<10>]