[<10>] ====== Толкования на Мк. 9:43 ====== ===== Сщмч. Климент Римский ===== **И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый** Пусть никто из вас, братья, не думает, будто Господь повелел отсекать части тела. Произнеся эти слова, Он хочет, чтобы не части тела, но помыслы и причины, ведущие ко греху, устранялись. Тогда мысль наша, которая несется на колеснице обозрения, устремится к любви Божией, будучи поддерживаема телесными чувствами. Глаза же телесные, которые, словно резвящиеся лошади, пытаются уклониться от курса седока, не расслабят узду и не отпустят поводья. Пусть телесное зрение подчинится суждению разума, а глаза наши, которые по замыслу Божьему должны быть наблюдателями и свидетелями Его промышления, пусть не соблазняют нас на дурные желания (ср. [[new:mf:06:23|Мф. 6:23]]). //**Узнавания.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый** См. Толкование на [[new:mf:05:29#prp_maksim_ispovednik|Мф. 5:29]] ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== Ст. 43, 45, 47-48 **Если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее... И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее... И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом (или хромому или увечному) войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами (руками, ногами) быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает** Это слово Господа надо понимать в неразрывной связи с Его указанием об отвержении всего себя при следовании за Ним (ср. [[new:mk:08:34|Мк. 8:34-37]]). Оно вытекает из заповеди о погублении себя. Если там заповедуется христианину отвергнуться всего себя, всю свою душу погубить и всего себя бросить в мусорную яму, то естественно не жалеть о руке, ноге или глазе, когда они будут мешать спасительному пути. Потому так же безжалостно, как тебе надо похоронить всего себя греховного, так же безжалостно отсеки в себе мешающее твоему пути, когда ты стал на него и идешь им. И даже не так надо сказать: а устрани и отсеки еще безжалостнее, потому что, если в начале пути ты осудил и похоронил в себе всего древнего змея, то зачем же теперь беречь малую ехидну? А потому без колебаний отсеки в себе соблазнителя, сталкивающего с пути. Господь называет три источника соблазна: руку, ногу и глаз и тем обозначает соблазны, происходящие от разнообразных движений тела (рука — осязание, похоть), от различных видов человеческой деятельности (нога — поступки), и от человеческой мысли (глаз — видение, мысли). Причем Господь указывает источники соблазна в порядке их жизненной силы. Сначала называет соблазны, наиболее близкие человеку, возникающие в нем как бы непосредственно, затем соблазны, воспринимаемые сознательно и идущие извне, от внешней жизни, и, наконец, более утонченные — соблазны мысли. Но все три источника соблазна объединяются тем, что повод к их возникновению идет извне, через внешние органы чувств (рука, нога, глаз). Потому Господь указывает один прием борьбы с соблазнителем: «отсеки», «вырви», т.е. прием отметания, отбрасывания, подавления внешнего ради спасения внутреннего — души. Господь так и говорит и трижды повторяет одно и то же как очевидную истину, что лучше человеку безрукому, безногому и безглазому войти в блаженную вечность, чем с двумя руками, ногами и глазами остаться в мертвенности, потому что, в самом деле, //«какой выкуп даст человек за душу свою?»// [[new:mk:08:37|(Мк. 8:37)]]? Чем может компенсировать человек потерю души? Конечно, ничем. Не только рукой, ногой и глазом, а и всей внешней жизнью! Значит, за свою душу и ради нее без колебаний лишайся руки и глаза, т.е. отсекай соблазняющее внешнее. Так поступай и ты! Поставь задачей жизни — сберечь душу. Жива душа — и ты жив. Погибла душа — и в тебе не будет жизни. А потому безжалостно отсекай все, истребляющее душу, отсекай соблазн, который несет с собой смерть души. Если соблазн идет от внешнего и через внешнее, то не бойся, не жалей, обрезай все внешнее. Без пощады рви все нити, связывающие тебя с внешним, и с легким сердцем бросай концы. Не раздумывай, что оборвешь лишнее. Лишнего никогда не будет. Не будет ошибки, если обрежешь соблазнительное сейчас. Кромсай и кидай внешнее без раздумья, чтобы кругом была обезвреженная среда, пусть даже пустота. Ты все же будешь не побежденный, а победитель, и будешь ты не потерявший, а приобретший, потому что ты приобрел, ты сберег свою душу. Во всех случаях обрезывания внешнего, когда через то (обрезывание) ты сберегаешь свою душу, ты только выигрываешь, потому что в случае утраты души от внешнего соблазна уж ничто внешнее, сохраненное тобою из жалости к себе, не в силах компенсировать тебе потерю души. «Какой выкуп», какую компенсацию может иметь человек при потере души своей? Значит, не жалей. Вырви и отбрось соблазнителя. Пусть кругом останется пустота. Пусть останется малая комната, скромный наряд и скудное питание. Все-таки ты богач. Пусть не слышится приятной музыки, и нет физических зрелищ, и ты чужд шумливого веселья. Ты ничего не потерял. Ты все-таки приобрел. Итак, не скорби, что будешь ты жить не полной внешней жизнью и будешь обрезывать себя во вредных устремлениях тела. Не лучше ли тебе в скромном костюме, в отсутствии рассеивающих впечатлений и отсечении вредных движений сохранить действенность и ширь души и влиться ею в блаженную вечность, чем со знанием последнего вычурного танца, в туманящем азарте прискакать с трупом души к тупику безвыходности... Что лучше? Что выгодней? //«Какой же выкуп»//, какую компенсацию может иметь человек за потерю души своей? //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 43-50 **И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает. Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою** Высказав такую угрозу против соблазнителей, что лучше бы быть им вверженным в море, Господь поучает теперь соблазняемых остерегаться людей, готовых соблазнить и сбивать их с пути истины. Будет ли соблазнять тебя нога, или рука, или око, то есть будет ли соблазняющий и запинающий в деле спасения из числа домашних твоих, или из близких по плоти, - отсеки его, то есть отвергни любовь к нему и дружбу. А червь и огонь, терзающие грешников, есть совесть каждого и воспоминание о гнусных делах, совершенных в сей жизни. Это угрызает как червь и жжет как огонь. //"Всякий,// - говорит, - //огнем осолится"//, то есть искушен будет, как и Павел говорит, что все будет искушено огнем [[new:1kor:03:13|(1 Кор. 3, 13)]]. //"И всякая жертва солью осолится"//, - эти слова привел Иисус из книги Левит [[old:lev:02:13|(2, 13)]]. Итак, надобно нам осолить свои жертвы солью Божиею, то есть приносить жертвы не чахлые и слабые, но крепкие и здоровые. Солью же Господь называет и апостолов, и вообще тех, которые имеют предохраняющую и вяжущую силу. Ибо как соль предохраняет мясо и не допускает зарождаться в нем червям, так и слово учителя, если оно крепко и вязко, удерживая людей от плотских страстей, не дает в них место неусыпающему червю. Если же сам учитель будет без соли и не будет иметь в себе возбуждающей и вяжущей силы, то чем осолится, то есть исправится? Итак, имейте в себе соль, то есть укрепляющую и вяжущую благодать Духа, чтобы быть вам в мире между собой, связуясь с ближним союзом любви. Вот что значит иметь соль, и вот к чему сказаны слова: мир имейте с ближними своими. О таких Соломон сказал: //"Кони мнози в колеснице Фараони"// и прочее. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 43-48 **И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает** **И аще соблазняет тя рука твоя** или **соблажняет тя нога твоя**, [[new:mk:09:45|(Мк. 9:45)]] **глаз твой** [[new:mk:09:47|(Мк. 9:47)]], **отсецы руку, ногу, исткни** (вырви) **глаз** и пр. В этих словах Господь указывает, насколько и как мы должны хранить себя от соблазнов ко грехам и самых грехов. Но как правильно понимать эти слова Христовы? Конечно, их нужно понимать не буквально, они не означают того, чтобы на самом деле отсекать члены тела; потому что и отсечешь члены, но от соблазнов не освободишься. Тут под членами тела разумеются поводы, предметы и самые люди, которые возбуждают в нас страсть, разумеются и самые страсти, которые влекут нас ко греху. Таким образом, эти слова Спасителя значат следующее: нам, христианам, нужно отказываться от всего и ото всех, что и кто препятствует нашему душевному спасению, хотя бы то было необходимое и самое дорогое для нас, как необходимы и дороги рука или нога или глаз, хотя бы такие из людей были, например, нашими родными, друзьями, знакомыми, хотя бы это было так тяжело, как болезненно отсечение руки или ноги и т. п.; одним словом, в деле спасения необходимы самоотвержение и подвиги. **Внити в живот** (войти в жизнь), т. е. в жизнь вечную, блаженную на небе. Это-то именно и есть настоящая жизнь человека, потому что он сотворён для вечного блаженства; тогда как, наоборот, потеря такой жизни чрез грех есть смерть для человека, для души его. **В геенну, во огнь неугаcaющий**. Геенной у Евреев называлась бывшая прекрасной, долина Енномова, которая находилась подле Иерусалима с северо-восточной стороны. Когда Евреи при нечестивых своих царях сильно предавались идолопоклонству, то в этой долине совершали служение идолу Молоху. Молох был медный, пустой внутри, с телячьей головой, в царской короне; руки его были протянуты так, как бы готовы принять кого-то. Молоху приносили в жертву детей; зажигали внутри идола огонь, и когда тот раскалялся, бросали на протянутые его руки несчастных детей, где они тотчас же сжигались. А чтобы заглушить плач детей, обыкновенно поднимали сильный крик и шум и играли на разных инструментах. После Вавилонского плена, когда иудеи получили отвращение от идолопоклонства, у них явилось отвращение к этому месту. Оно было запущено, туда начали свозить нечистоты из города, тут же иногда совершались и смертные казни над преступниками. Воздух на этом месте постоянно был заражен, и для очищения его здесь непрестанно горел огонь. Таким образом, место долины сделалось страшным и отвратительным, прозвано долиной огненной, и потому стало служить образом вечных мучений грешников. **Лучше тебе без руки** или **хромому войти жизнь** (добрее ти есть бедняку или хрому в живот внити), **нежели двумя руками**, или **с двумя ногами, идти, быть вверженному в геенну, в огонь неугасимый**. Как понимать эти слова Христовы? Эти слова не значат того, что тело наше воскреснет без руки, или ноги, или глаза; но – что лучше для человека отказаться от всего, что здесь соблазняет ко греху, для того, чтобы получить жизнь вечную, нежели наслаждаясь в здешней жизни тем, что ведет ко греху, потерять жизнь вечную и подвергнуться мучению в аду (Мих.). **Идеже** (где) **червь их не умирает и огнь не угасает** ([[new:mk:09:44|Мк. 9:44]] и [[new:mk:09:46|46]]). Здесь указывается на вечность мучений грешников. „Червь и огонь, терзающий грешников, пишет блаж. Феофилакт, есть совесть каждого и воспоминания о гнусных делах, совершенных в сей жизни. Это угрызает как червь и жжет как огонь“. Выражения червь не умирает и огонь не угасает взяты из пророческой речи Исаии [[old:is:66:24|(Ис. 66:24)]]. Изобразив славное царство Мессии, когда будут новые небеса и новая земля, когда враги будут побеждены и народ Божий восторжествует, пророк говорит, что члены сего царства увидят трупы грешников, которых червь не умирает и огонь не угасает. Т. е. груда трупов будет так велика, что черви, питающиеся этими трупами, не будут умирать, потому что на целую вечность достанет для них этих трупов; и огонь, которым будут сжигать трупы, также не угаснет, потому что будет иметь во множестве их постоянного пищу для себя (Мих.). В Священном Писании во многих местах говорится, что как блаженство праведных, так и мучения грешных будут вечны. „Напрасно изъясняют адский огонь действием совести, пишет митр. Филарет; напрасно вопрошают: какие это мучения? какой это огонь, который бы мог действовать на бессмертного человека? Но Кто может cиe //тленное// облещи //в нетление// [[new:1kor:15:54|(1 Кор. 15:54)]] и сделать тело духовным, Тому трудно ли приготовить столь тонкий и проницательный огонь, чтобы также был ощущаем бессмертным составом, как нынешний огонь нынешним телом? Тщетно некоторые, пишет тот же святитель, для смягчения страшной угрозы вечным адским огнем, прибегают к милосердию Божию; но какое милосердие для тех, кои с непреодолимым упорством отвергают милосердие? Бог есть единое бесконечное благо; уклонение от Него – единое бесконечное зло“. „Если бы Бог прославлял вечно, а наказывал временно, пишет один из духовных пастырей, то было бы вечным только Его милосердие, а правосудие не вечным, недействительным. Но Бог сколько милосерд, столько же и правосуден. Беспредельно Его милосердие, беспредельно и Его правосудие. Если бы грешник мог получить райское блаженство, то получил бы не на радость себе: он стал уже неспособен к блаженству, душа его сроднилась с злом и грехом. И как несносны солнечные лучи для очей больных, так не может грешник вынести лицезрения Божия. Как не может рыба жить в воздухе, так неспособен грешник к райской жизни. Уже и теперь, в земной жизни, разве не скучает он в молитве? Разве не бежит из храма Божия? Что же он чувствовал бы в царстве небесном, где ангелы Божии и праведники прославленные обретают свое блаженство в славословии Бога-Творца и Спасителя“ (Тр. л.)? //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый** См. Толкование на [[new:mk:09:42#lopuxin_ap|Мк. 9:42]] [<10>]