[<10>] ====== Толкования на Мк. 9:49 ====== ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== Ст. 49-50 **Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою** Образным выражением **«всякий огнем осолится»** Господь незабываемо обозначил неминуемость подвига. Грех разлагает тело и разлагает всю жизнь. Христианин объявил войну греху, и ему надо остановить разложение жизни. И как в материальном мире разложение останавливается воздействием на ткани сильно действующих растворов, например, соли, так и ты, чтобы остановить внутреннее разложение, духовно осолись. Забронируй себя от разлагающего влияния греха... Подвергни себя воздействию сильных средств, которые прекратили бы распад души. Это средство, как соль, что предохранит душу от греха и распада, — подвиг. Подвиг — это огонь. Он сожжет путаный хворост страстей. Он вытеснит едкий стелющийся дым похоти. Он истребит тлеющий угар увлечений. Подвиг — огонь. Он опалит зияющие раны твоих поражений, выжжет нечистоту порока, выжжет смрад разложения, прокалит тебя добела, как металл, и будешь ты золотом, прошедшим горн очищения, будешь золотом, которого уже не коснется ржавчина. Так подвиг, как очищающий огонь, и будет твоею солью. **«Огнем осолишься...»** Тяжело? Строго? Да, тяжело. Но неминуемо. Посмотри вдумчивей, как говорит об этом Господь. Господь указывает на необходимость **«осоления огнем»** сейчас же после речи об отсечении соблазняющих глаз, рук и ног. И мало того. Господь соединяет обе речи причинной связью: //«И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную...// **Ибо всякий огнем осолится...**» [[new:mk:09:47|(Мк. 9:47-49)]]. Значит, мысль Господа такова, что, если ты встал на путь Христов и отверг себя, чтобы найти себя возрожденным, то нечего тебе жалеть одного своего члена, мешающего твоему духовному восстанию. Безжалостно отсеки его. Не бойся. Не колеблись. Это неминуемо! Насилия над собой даже до крови не избежать, потому что всякому надлежит «огнем осолиться». Надлежит «осолиться огнем» всякому без исключения. Всякому, кто хочет освободиться от смрада распада и осолить себя, неминуемо пройти через очистительный подвиг. Этот подвиг может быть жесток, как огонь. И, однако, не смущайся, иди и гори, потому что через горение ты застерилизуешься духом. Ты станешь чист, как раскаленное серебро, и процесс тления (разложения) прекратится. Затем Господь вскрывает и еще одну сторону подвига осоления — его ароматность, делающую кровавые борения увлекательными, зовущими, а слезы — радостными, слезами счастья, слезами пленительнее смеха. Господь говорит о жертвенности подвига. Он говорит, что всякая жертва осоляется солью, т.е. всякий, приносящий жертву, заботится, чтобы она была угодна, и делает ее ароматной, придавая ей лучший вкус. Основное вкусовое сдабривание — это соль. Вот почему Господь и сказал, что жертвенное приношение осоляется солью, т.е. делается ароматным, приятным. Так и ты смотри на свой труд ради души и ради Господа как на жертву, а потому неси подвиг с радостью. И осоли его огнем борьбы и очищения, чтобы твоя жертва-подвиг стала ароматной и приятной, как осоленный жертвенный дар. И твой подвиг ради Бога будет таким, когда он пойдет от сердца, как искренняя жертва Богу. Тогда боренья, совершаемые ради Бога, заполнят всю душу и потекут в ней, как благословенный фимиам... В душе разовьется влечение к бореньям, и уже тоска о подвиге будет снедать ее, если б она, хотя временно, ушла от борений. Тогда за страданием проглянет утеха, и за слезами засветится тихая радость... Тогда ты полюбишь страданья, и мила тебе будет печаль о Боге. Вот что значит осоление души, когда она через подвиг сделается ароматной жертвой Христу. Господь и еще углубляет ту же мысль: **«соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите?»** Это значит, что если ваше делание ради Господа будет нудно и безвкусно, если саможаление будет влачить вас по низине будней, и среди болота падений вас будет хватать только на мшистые кочки непрочных опор, и вы будете бояться крутизны насилия над собой, то ваше делание потеряет весь захват подвига, выдохнется и станет безвкусным, как соль, потерявшая силу. И ничто, решительно ничто не поможет вам вернуться к духовной бодрости и радости о Христе, как новое осоление себя, т.е. опять путь огненного насилия над собой, захвата в труде ради Христа, чтобы снова появился аромат жертвенного горения и крепость осоленной души. Наконец, Господь делает последний вывод: **«Имейте в себе соль, и мир имейте между собою»**. Нам нечего прибавить к этим Господним словам, и надо лишь глубже запечатлеть их на первой странице своего сердца. Да, **«имей в себе соль»**! Держись подвига, как огненного очищения, чтобы в нем осталась душа и тем прекратилось бы ее разложение. Лишь через подвиг ты станешь верным сыном Небесного Отца. Лишь через подвиг ты обретешь мир Христов, заповеданный ученикам и оставленный им: //«(Хочу), чтобы вы имели во Мне мир»// [[new:in:16:33|(Ин. 16:33)]]). //«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам»// [[new:in:14:27|(Ин. 14:27)]]. Лишь через подвиг ты обретешь то, что отличает истинного ученика Христова, — любовь: //«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»// [[new:in:13:35|(Ин. 13:35)]]. А с миром Христовым в душе, с любовью в сердце ты исполнишь и последний завет: **«Мир имейте между собою».** //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится** См. Толкование на [[new:mk:09:43#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 9:43]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст.49-50 **Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою** Эти слова Спасителя – трудные для уразумения, и их толкуют различно. Толкуют напр. таким образом: как соль предохраняет вещи, подлежащие гнилости; так и огонь, которому подвержены будут грешники во аде, будет сохранять их бытие от уничтожения, чтобы вечно мучиться им. Но такое понимание, пишет епископ Михаил, едва ли правильно: здесь речь о жертве, хотя и вводная, но не без значения; и какая же жертва в мучении нечестивых? Это – наказание. Вот другой смысл, более сообразный с мыслью всей речи Христовой. Как, по закону Моисееву [[old:lev:02:13|(Лев. 2:13)]], должна была осоляться солью всякая жертва, приносимая Богу; так огнем бедствий, испытаний и борьбы должны быть приготовлены Апостолы и все последователи Христовы в жертву Богу. Огонь в Свящ. писании часто служит символом бедствий, испытаний и борьбы [[new:1kor:03:13|(1 Кор. 3:13)]]. Господь как бы так говорит: „Смотрите на жертву, приносимую Богу на жертвеннике; она должна быть осолена солью – символом очищения и предохранения от порчи. И вы так же точно должны быть очищены и предохранены от нравственной порчи, т. е. от греха“. Этими очистительными и предохранительными средствами служат бедствия, искушения, борьба с ними, страдания и самоотречение. „Всякий, желающий быть спасенным, пишет еписк. Феофан, должен быть осолен огнем, пройти огненное очищение. Все мы по закону сотворения должны принести себя в жертву Богу; но всякий из нас нечист. Надо, значит, очистить себя, чтобы из нас составилась жертва приятная Богу. Но стань себя очищать, отрывать страсти от души – будет больно, как от обожжения огнем. И только тот, кто подвергается сему действию, бывает постоянной богоугодной жертвой: потому и необходимо всякому быть осолену огнем, подобно тому, как в ветхом завете всякая жертва осолялась прежде принесения ее во всесожжение“. **Имейте в себе соль**, т. е. имейте в душе своей те высшие нравственные правила, которые очищают и предохраняют ее от нравственной порчи (Чит. [[new:mf:05:13|Мф. 5:13]]). К словам **имейте соль в себе** Господь прибавляет еще: **и мир имейте между собою**. Еписк. Михаил так разъясняет это прибавление: „Если будете иметь мир, это будет значить, что вы имеете и соль в себе, т. е. самоотречение, ибо мир есть выражение совершенства, достигаемого самоотречением. Этим последним выражением, без сомнения, указывается также и на решение вопроса, по поводу коего предложена беседа Господа о том, кто больше в царстве небесном. Не об этом вопросе, способном породить paзделения и неудовольствия, надобно бы думать, как бы так замечает Иисус Христос, а о том, как бы быть в мире между собой, в единении и любви“. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится** См. Толкование на [[new:mk:09:45#lopuxin_ap|Мк. 9:45]] [<10>]