[<10>] ====== Толкования на Мк. 10:23 ====== ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие** Услышав такой совет, богач, как вы слышали, ушел опечалившись. Господь же сказал: **Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!** (ср. [[new:mf:19:22|Мф. 19:22-23]]) Тогда, услышав такое, уже ученики опечалились и сказали: «Если так,// кто же может спастись?»// [[new:mk:10:26|(Мк. 10:26]], ср. [[new:mf:19:25|Мф. 19:25]], [[new:lk:18:26|Лк. 18:26)]]. Богатые, бедные, слушайте Христа: я обращаюсь к народу Божьему. Очень многие из вас бедны, но и вы внимательно слушайте! И еще слушайте, если хвалитесь вашей бедностью. Остерегайтесь гордыни – да не свяжут вас богатства смирения; остерегайтесь порочности – да не свяжут вас богатства праведности; остерегайтесь пьянства – да не свяжут вас богатства трезвости. //**Проповеди.**// ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие** См. Толкование на [[new:mk:10:17#sschmch_grigorij_lebedev|Мк. 10:17]] ===== Блж. Августин ===== **И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие** У богатых наслаждение обманчиво, труд бесплоден, страх вечен, превосходство непрочно; они начинают неосмотрительно и кончают раскаянием. Вот каково их обладание всем, к чему они – скорее из жадности, чем из-за благоразумия – стремятся в этой смертной доле. У благочестивых же – иная надежда, плод иных трудов, иное воздаяние за опасности. //**Послания.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 23-27 **И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу** Не богатство - само по себе есть зло, а берегущие его – злы и достойны осуждения, ибо должно не иметь его, то есть держать у себя, а употреблять на пользу. Оно потому и называется богатством, что назначено для полезного употребления, а не для сбережения. Поэтому берегущим и запирающим его трудно //"войти в Царствие Божие"//. А слово //"трудно"// значит здесь то же, что невозможно. Богатому человеку действительно слишком трудно спастись. Это видно из того примера, который присовокупляет Господь, говоря: //"Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие"//. Под названием верблюда разумей или самое животное, или толстую вервь (канат), употребляемую на больших кораблях. Итак, человеку, пока он богат, невозможно спастись. Но от Бога это возможно. Христос сказал: //"Приобретайте себе друзей богатством неправедным"//. Видишь ли, как все становится возможно, когда слышим Слово Божие! //"Человекам это невозможно"//, то есть невозможно тогда, когда рассуждаем по-человечески. Но почему ученики так изумлялись при этих словах? Ведь сами они никогда не были богаты? Я думаю, что они в сем случае заботились о всех людях, так как уже начинали быть человеколюбивы. Некоторые недоумевают, как Христос сказал, что //"все возможно Богу"//. Неужели Он может и погрешить? На это мы отвечаем, что когда Христос говорит: //"всё"//, то разумеет все существенное, но грех не есть что-либо существенное: грех есть нечто несущественное, недеятельное, или, иначе сказать, грех есть принадлежность не силы, а немощи, как и апостол говорит: //"Христос, когда еще мы были немощны, умер"// [[new:rim:05:06|(Рим. 5, 6)]], и Давид говорит: //"Умножаются скорби их"// [[old:ps:015:04|(Пс. 15, 4)]]. Значит, грех, как немощь, невозможен для Бога. Но может ли Бог, – говорят, – сделать и бывшее, как не бывшее? На это скажем: Бог есть Истина, а сделать бывшее, как бы не бывшее, есть ложь. Как же Истина сделает ложь? Для этого Ему надлежало бы сперва изменить Свое Существо. Говорить таким образом значило бы сказать, что Бог может не быть и Богом. ===== Климент Александрийский ===== **И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие** Да научатся богатые из этих слов, что они не должны пренебрегать собственным спасением, как если бы они были заранее осуждены, и что не следует, опять-таки, выбрасывать богатство в воду и выносить ему приговор как некоему злоумышленнику и врагу жизни, но следует научиться, каким образом можно и должно пользоваться богатством, чтобы приобрести себе вечную жизнь. //**Какой богач спасется?**// ===== Сальвиан Марсельский ===== **И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие** Какие богатства Бог любит? Что понуждает нас Бог оставлять детям? Какое состояние повелевает нам копить? Веру и страх Божий, скромность, святость и дисциплину; ничего земного, никчемного, преходящего, бренного, прославляющего. //**К Церкви.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 23-24 **И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие** **Како неудобь имущии богатство в царствие Божие внидут** (как трудно имеющим богатство войти в царствие Божие!). Эти слова произнес Иисус Христос, когда вопрошавший Его о пути ко спасению, богатый юноша, услышав, что для большего совершенства нужно продать имение и раздать нищим, отошел с печалью ([[new:mk:10:21|Мк. 10:21]] и [[new:mk:10:22|22]]); потому что был очень привязан к богатству. **Ученики** же Христовы **ужаснулись** (ужасахуся) **от** этих **слов Его**, – ужаснулись строгости этого учения относительно богатства и даже, как говорится ниже [[new:mk:10:26|(Мк. 10:26)]], //чрезвычайно изумлялись// (излиха удивляхуся), //говоря: кто же может спастись//? – ужаснулись и изумлялись: так как богатства все желают, к нему стремятся, и оно, по общему мнению считается знаком благословения Божия к человеку; а между тем Учитель их поставляет богатство таким сильным препятствием на пути к царствию Божию. – Что же тогда Господь? Он еще более подтвердил Свои слова и при этом разъяснил их и указал, как и при богатстве можно спастись. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие** См. Толкование на [[new:mk:10:17#lopuxin_ap|Мк. 10:17]] [<10>]