[<10>] ====== Толкования на Мк. 11:2 ====== ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== Ст. 2; 7-10 **и говорит им: в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите. И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него. Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!** Что бы значило вшествие Господа во Иерусалим на неукрощенном жребце? Это, по объяснению святых отцов, имеет глубокий, пророческий смысл. Всевидящий Господь уже видел грядущее окончательное отступление иудеев. Он провозвестил об этом отступлении еще в то время, как только дан был закон Израильтянам на Синае, провозвестил устами их вдохновенного Законодателя. //Согрешиша,// - говорит Моисей о будущем согрешении иудеев против Богочеловека, как бы уже о совершившемся, - //согрешиша! не того чада порочная: роде строптивый и развращенный, сия ли Господеви воздаете? Язык погубивый совет есть, и несть в них художества, не смыслиша разумети. От виноградов Содомских виноград их, и розга их от Гоморры.// Напротив того: //Возвеселитеся небеса купно с Ним — Сыном Божиим — и да поклонятся Ему вcu Ангели Божии: возвеселитеся языцы с людьми Его, и да укрепятся Ему вcu сынове Божии// [[old:vtor:32:05|(Втор. 32.5-6;]] [[old:vtor:32:28|28;]] [[old:vtor:32:32|32;]] [[old:vtor:32:43|43)]]. Вшествие на необъезженном жребце в Иерусалим есть повторение пророчества Моисеева, повторение не словами, символом. Моисей предвозвестил, что язычники возвеселятся о Господе, а иудеи будут отвергнуты: здесь неукрощенное жребя, **на немже никтоже николиже от человек вседе**, изображает язычников. Одежды апостолов — это учение Христово, преподанное ими язычникам, и воссел духовно на язычников Господь, соделавшись их Богом. Он ввел их в Иерусалим, в лоно своей Церкви, в вечный, нерукотворенный Божий град, в град спасения и блаженства. Отверженные иудеи были тут на лице. Они устами возвещали: Царь Израилев, а в душе, в своем Синедрионе, уже решили убийство Спасителя. И еще другое значение имеет //жребя ослее//. Оно изображает каждого человека, водимого бессловесными пожеланиями, лишившегося своей духовной свободы, привязанного пристрастием и навыком к плотской жизни. Учение Христово отрешает осля от привязи, то есть от исполнения греховной и плотской воли. Потом апостолы приводят осля ко Христу, возлагают на осля ризы; на него восседает Господь и совершает на нем вшествие во Иерусалим. Это значит: по оставлении греховной жизни человек приводится к Евангелию и облачается, как бы в апостольские ризы, в подробнейшее и тончайшее познание Христа и Его заповедей. Тогда восседает на него Господь духовным явлением ему и духовным обитанием в нем, как и благоволит Он обетовать: //Имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем моим: и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам. И Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим.// [[new:in:14:21|(Ин. 14.21;]] [[new:in:14:23|23)]] Восседает Господь на естественные свойства покорившегося Ему человека, усвоившего себе Его всесвятое учение, и вводит его, восседая на нем, в духовный Божий град, в град мира, во Иерусалим, которого зиждитель — Бог, а не человек. //** Аскетическая проповедь.**// ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите** См. Толкование на [[new:mk:11:01#sschmch_grigorij_lebedev|Мк. 11:1]] ===== Мч. Иустин Философ ===== **и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите** Потому что было прямо предсказано, что Он сядет на молодого осла и войдет в Иерусалим (ср. [[old:zah:09:09|Зах. 9:9]]). //** Апология.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите** //Отвяжите,//- говорит, - //молодого осла и приведите ко Мне// (ср. [[new:mf:21:02|Мф. 21:2]]). Начал в яслях, а окончил на молодом осле: в Вифлееме были ясли, а в Иерусалиме молодой осел. //**Толкование на Диатессарон Татиана.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите** См. Толкование на [[new:mk:11:01#blazh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 11:1]] ===== Беда Достопочтенный ===== **и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите** Скажите дочери Сиона: //Се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной// ([[old:zah:09:09|Зах.9:9]], ср. [[old:is:62:11|Ис. 62:11]], [[new:mf:21:05|Мф. 21:5]]). Дочь Сиона есть Церковь верующих, простирающаяся до небесного Иерусалима - матери всех нас, которых среди народа Израиля было немало (ср. [[new:in:11:45|Ин. 11:45]]). Их Царь был кроток, ибо Богу было угодно не то, чтобы дать царство земное сильному, но дать Царство Небесное кроткому. //** Гомилии на Евангелия.**//  ===== Ориген ===== **и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите** Думаю, что не зря то место, где находились привязанная ослица и осленок, было деревней, и притом безымянной, ибо вся земля есть деревня в сравнении с красотою небес. ---- **На которого никто из людей еще не садился**, мне кажется, намекает на то, что до пришествия Иисуса они никогда еще не подчиняли самих себя Слову. ---- Некоторые привязанную ослицу истолковали как уверовавших из обрезанных, которые были освобождены от многочисленных пут верными духовными учениками Слова (ср. [[new:act:10:45|Деян. 10:45]]). //**Комментарии на Евангелие от Иоанна.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите** **Идита в весь, яже есть прямо вама** (идите в селение, которое прямо пред вами). Это селение, по всей вероятности, было Вифания [[new:mk:11:01|(Мк. 11:1)]]. **Обрящета жребя привязано** (найдете привязанного молодого осленка); у еванг. Матфея сказано так: //найдете ослицу привязанную и с нею молодого осленка// [[new:mf:21:02|(Мф. 21:2)]]. На востоке, где жил Господь, осел, мул и верблюд были, как продолжается и теперь, самыми употребительными животными в хозяйстве и путешествиях, так как там было мало коней, и кони употреблялись почти только для войны. Таким образом, царю или вождю сесть на коня было знаком войны, а на мула или на осла – знаком мира, и в мирное время цари и вожди ездили на мулах и ослах [[old:3ts:01:33|(3 Цар. 1:33)]]. Таким образом, и вшествие Спасителя в Иерусалим на осле было знаком мира, как предсказано было пророком: //Царь твой грядет тебе кроток// [[old:zah:09:09|(Зах. 9:9)]]. С другой стороны скромное, – не так, как обыкновенно шествовали цари, на колесницах, в царских украшениях, окруженные воинами, – шествие Господа указывало, что царство Его но от мира сего, и в сем шествии не заключалось ничего противного Римскому владычеству в Иудее, и потому-то оно и осталось незамеченным у Римских властителей. У св. Матфея тут прямо замечено так: //все же cиe было, да сбудется реченное чрез пророка: скажите дщери Сионовой: се Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осли, сыни подъяремной. Все же сие было, да сбудется реченное чрез пророка// [[new:mf:21:04|(Мф. 21:4-]][[new:mf:21:05|5)]], т.е. это все не случайно произошло, но по божественному устроению, во исполнение предсказания пророка Заxapии, жившего за 400 с лишком лет до явления Христова [[old:zah:09:09|(Зах. 9:9)]]. //Скажите дщери Сионовой//. Эти слова прибавлены к пророчеству Захарии из книги прор. Исаии [[old:is:62:11|(Ис. 62:11)]]. Дщерью Сиона здесь назван город Иерусалим. На восточном языке нередко назывались города дщерью или девой, для выражения их красоты [[old:ps:047:12|(Пс. 47:12;]] [[old:is:01:08|Ис. 1:8,]][[old:is:47:01|47:1)]]. Собственно, Сионом назывался один из холмов, на которых был основан Иерусалим. На этом холме поставлена была царем Давидом скиния, а затем царем Соломоном храм. //Кроткий//, т.е. мирный, невоинственный. //Сидя на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной//. Св. Марк упоминает об одном только осле, без сомнения потому, что Господь, собственно, ехал на осленке, а ослица, вероятно, шла рядом; но по восточному словоупотреблению, Он ехал как бы на обоих, и в этом исполнилось пророчество св. Захарии (Мих.). **На неже никто же от человек вседе** (на которого никто из людей не садился), т.е. осел еще не был выезжан, не носил на себе ярма. При особенно важных случаях употреблялись именно такие животные [[old:chis:19:22|(Чис. 19:22;]] [[old:1ts:06:07|1 Цар. 6:7)]]. С другой стороны, это обстоятельство имело свое значение (чит. ниже). //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите** См. Толкование на [[new:mk:11:01#lopuxin_ap|Мк. 11:1]] [<10>]