[<10>] ====== Толкования на Мк. 12:30 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь** Достигнуть совершенства в любви и подлинно узнать Возлюбленного дано не всякому случайному человеку, а лишь тому, кто //совлекся ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях//, и облекся в нового человека, в котором возможно узнать образ Творца [[new:ef:04:22|(Еф. 4:22]], [[new:ef:04:24|24)]]. Тот же, кто любит деньги, кто жаден до тленной телесной красоты и непомерно дорожит пустой славой, кто растратил силу любви на недолжное, - тот слеп к зрелищу подлинной любви. ---- Высказывание «всею душою» не признает разделения на части. Сколько любви ты растратишь на низкие дела, столько у тебя по необходимости не достанет из целого. //**Гомилии на Псалмы.**// ===== Свт. Григорий Нисский ===== **и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь** В составе человека имеются три части. От апостола мы тоже узнаем об этом: из того, что он говорит ефесянам, молясь, чтобы всецелая благодать тела, души и духа сохранилась в них до пришествия Господа. Питательную часть он называет телом, чувствующую - душой, мыслящую - духом. Точно так же Господь наставляет евангельского книжника в том, что всякой заповеди предшествует заповедь о любви к Богу всем сердцем, душой и разумом. В этих словах, как мне кажется, дано разъяснение того же различия: наиболее телесное устроение именуется сердцем, среднее - душой, а высочайшая природа - разумом, умной и творящей силой. //**Об устроении человека.**// ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь** См. Толкование на [[new:mk:12:28#sschmch_grigorij_lebedev|Мк. 12:28]] ===== Прп. Василий Площанский ===== **и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь** Всем сердцем - это не только то значит, что надо отказаться от смертных пороков, но и стыдиться их с Божией помощью в уме. Такой человек всем сердцем любит Господа и все свое сердце посвятил Господу. Исполняя эту заповедь, мы не до конца понимаем, что такое **всею крепостию**, а св. Ефрем разъясняет нам: "Если кто молится с молитвой Иисусовой и полагает поклон поясной, а тело его не утруждается, то эта молитва вменяется ему в грех". И, имея такую беструдную молитву оружием против бесов, подвижник бывает, так сказать, ни холоден, ни горяч, и в час брани слышит от Господа: имам тя отринути. И совершенно справедливо. **//Письма.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь** См. Толкование на [[new:mk:12:28#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 12:28]] ===== Ориген ===== **и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь** Когда ты решаешься следовать этой заповеди, и отвергнуть всех других богов и господ, и не иметь никого богом и господом, кроме единого Бога и Господа, то объявляешь беспощадную войну всем остальным богам и господам. Когда же мы приходим к благодати крещения и отрекаемся от всех других богов и господ, то исповедуем только Бога Отца, Сына и Святого Духа (ср. [[new:mf:28:19|Мф. 28:19]]). //**Гомилии на Исход.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **** Эта заповедь дана Самим Богом чрез Моисея (Втор.6:5). Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, т.е. всей способностью, или силой, которой мы чувствуем или желаем, и всею душею твоею, т.е. вообще возлюби Господа всецело, – всем существом своим, со всеми его силами; и всем разумением (умом) твоим, т.е. всей способностью или силой, которой мы познаем; и всей крепостью твоею, т.е. всей силой воли – третьей человеческой способности или силы. Сия есть (вот) первая заповедь – первая не по чему-либо, но по важности и значению других заповедей: она есть основание всех других заповедей, и исполнение ее есть источник всех других добродетелей. Бог – высший всех существ, и должен быть любим высшей любовью (Мих.). Человек и создан был для того, чтобы любить Бога, и любовь к Богу в нем должна царствовать над всем, что есть в душе его. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь** См. Толкование на [[new:mk:12:28#lopuxin_ap|Мк. 12:28]] ===== Митр. Иларион (Алфеев) ===== **и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь** См. Толкование на [[new:mk:12:28#mitr_ilarion_alfeev|Мк. 12:28]] [<10>]