[<10>] ====== Толкования на Мк. 12:31 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет** Вот венец всех добродетелей, вот основание всех Божьих заповедей: любовь к Богу, соединенная с любовью к ближнему (ср. [[new:mf:22:39|Мф. 22:39]], [[new:lk:10:27|Лк. 10:27]]). Ибо тот, кто любит Бога, не пренебрегает братом своим и не предпочитает ближнему деньги, но проявляет по отношению к нему великую щедрость, помня о сказанном: //Так как вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне// [[new:mf:25:40|(Мф. 25:40)]]. Понимая, что Господь всяческих полагает сделанным как бы для Него Самого то, что делается из попечения о собрате, он трудится с великим усердием и щедро дает милостыню, и видит, глядя на бедняков, не ничтожность внешнего облика, но величие Того, Кто повелел любить ближнего (ср. [[new:mf:25:31|Мф. 25:31-46]]). ---- Ничего иного Христос не требует от тебя, как Он Сам говорит, как только любить Его от всего сердца и творить Его заповеди (ср. [[new:mf:22:37|Мф. 22:37]]). Кто любит Его так, как должно, тот, конечно, старается и заповеди Его соблюдать. Ведь если человек искренне расположен к кому, то старается делать все, что может привлечь любовь его возлюбленного. Так и мы, если искренне возлюбим Господа, будем и заповеди Его исполнять и не станем делать ничего из того, что может огорчить Возлюбленного. Это есть Царство Небесное, это есть вкушение блаженства, это есть блага неисчислимые - удостоиться любить Его искренне и должным образом. Искренне же возлюбим мы Его тогда, когда по любви к Нему будем оказывать многую любовь своим ближним (ср. [[new:1in:04:19|1 Ин. 4:19-21]]). //**Гомилии на книгу Бытия.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет** Очевидно: чтоб возлюбить ближнего, как самого себя, предварительно нужно правильно полюбить себя. Правильная любовь к себе заключается в исполнении животворящих Христовых заповедей: //сия есть любы, да ходим по заповедем Его,// - сказал святой Иоанн Богослов [[new:2in:01:06|(2 Ин. 1.6)]]. Если ты не гневаешься и не памятозлобствуешь — любишь себя. Если не клянешься и не лжешь — любишь себя. Если не обижаешь, не похищаешь, не мстишь; если долготерпелив к ближнему твоему, кроток и незлобив — ты любишь себя. Если благословляешь клянущих тебя, творишь добро ненавидящим тебя, молишься за причиняющих тебе напасти и воздвигающих на тебя гонение, то любишь себя; ты — сын Небесного Отца, который Своим солнцем сияет на злых и благих, Который посылает дожди Свои и праведным и неправедным. Если приносишь Богу тщательные и теплые молитвы из сердца сокрушенного и смиренного, то любишь себя. Если ты воздержен, не тщеславен, трезвен, то любишь себя. Если ты милостынею к нищей братии переносишь твое достояние с земли на Небо и твое тленное имение соделываешь нетленным, а временную собственность — собственностью вечною и неотъемлемою, то любишь себя. Если ты до того милостив, что соболезнуешь всем немощам и недостаткам ближнего твоего и отрицаешься от осуждения и уничижения твоего ближнего, то ты любишь себя. Полюбивший правильно самого себя может богоугодно любить ближнего. Сыны мира, недугующие самолюбием и порабощенные ему, выражают любовь к ближнему безразборчивым исполнением всех пожеланий ближнего. Ученики Евангелия выражают любовь к ближнему исполнением относительно его всесвятых заповеданий Господа своего; удовлетворение пожеланиям и прихотям человеческим они признают душепагубным человекоугодием и страшатся его столько же, сколько страшатся и убегают самолюбия. Самолюбие есть искажение любви по отношению к самому себе, человекоугодие есть искажение любви по отношению к ближнему. Самолюбец губит себя, а человекоугодник губит и себя и ближнего. Самолюбие — горестное самообольщение; человекоугодие усиливается и ближнего соделать общником этого самообольщения. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет** См. Толкование на [[new:mk:12:28#sschmch_grigorij_lebedev|Мк. 12:28]] ===== Сщмч. Климент Римский ===== **Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет** Братья, станем исповедовать Христа вот в каких делах: в том, чтобы любить друг друга (ср. [[new:in:13:35|Ин. 13:35]], [[new:in:15:12|15:12]], [[new:1in:03:11|1 Ин. 3:11]]), не прелюбодействовать (ср. [[old:ish:20:14|Исх. 20:14]], [[new:gal:05:19|Гал. 5:19]]), не хулить друг друга (ср. [[old:pr:10:18|Прит. 10:18]]) и не завидовать (ср. [[old:pr:06:34|Прит. 6:34]]), но быть воздержанными, милосердными, добрыми (ср. [[new:ef:04:32|Еф. 4:32]], [[new:1pet:03:08|1 Пет. 3:8]]). Следует нам сострадать друг другу и не предаваться сребролюбию. Будем исповедовать Его в этих делах, а не в противоположных им. И бояться нам следует не людей, но Бога. //**Второе послание к Коринфянам.**// ===== Блж. Августин ===== **Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет** В этой жизни нет более ценного качества, нежели любить то, что достойно любви. Избрать это - мудрость; ничем не отвернуться от этого - крепость; не соблазниться - воздержанность; не возгордиться - праведность. Почему мы выбираем то, что особенно любим, потому ли, что не находим ничего лучшего? Но это - Сам Бог, и если Ему мы предпочитаем или приравниваем кого-либо, то, любя их, мы ничего не знаем о любви к себе. Настолько лучше становится нам, насколько ближе мы подходим к Нему; лучше уже не бывает. Мы приближаемся не ногами, но любовью, и настолько воспринимаем Его присутствие, насколько чиста та любовь, через которую к Нему приближаемся. Ведь в физическом смысле Он никаким местом не удерживается, и, следовательно, к Нему, Который вездесущ и все наполняет (ср. [[old:ps:138:start|Пс. 138]]), следует идти не ногами, но нравами. А нравы наши обыкновенно оцениваются не по тому, что человек знает, но по тому, что он любит: добрая или злая любовь рождает добрые или злые нравы (ср. [[new:1kor:15:33|1 Кор. 15:33]]). //**Послания.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет** См. Толкование на [[new:mk:12:28#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 12:28]] ===== Беда Достопочтенный ===== **Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет** Ни один из этих видов любви не бывает совершенным без другого, ибо нельзя любить Бога, не любя ближнего, как нельзя любить ближнего, не любя Бога (ср. [[new:mf:22:37|Мф. 22:37-39]], [[new:lk:10:27|Лк. 10:27]]). Потому Господь всякий раз, когда спрашивал Петра, любит ли тот Его, и в ответ слышал, что Он Сам - свидетель этой любви, всегда добавлял: //Паси овец Моих//, или: //Паси агнцев Моих// [[new:in:21:15|(Ин. 21:15-17)]], будто ясно говоря этим, что единственное и истинное проявление незыблемой любви к Богу - это ради братьев стремиться разделить заботы тяжелых испытаний. //**Гомилии на Евангелия.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет** Эта заповедь также дана Богом чрез Моисея [[old:lev:19:18|(Лев. 19:18)]]. **Люби ближнего, как самого себя**, т.е. желай и делай ближнему добро, как себе самому, и не желай и не делай ему того, чего не желал бы себе самому – ни зла, ни вреда, ни неприятности. Эта заповедь та же, что Господь ранее высказал в своей нагорной проповеди: //во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте с ними// [[new:mf:07:12|(Мф. 7:12)]]. Заповедь о любви к ближнему Господь называет подобной заповеди о любви к Богу, потому что, пишет блаж. Феофилакт, „обе они взаимно связываются, одна другой поддерживаются и обнимают собой все прочие заповеди“. Прекрасно объясняет это св. Апостол, когда говорит: //всякий, любящий Родившего//, напр. Бога, сотворившего человека, //любит и рожденного//, т.е. сотворённого человека [[new:1in:05:01|(1 Ин. 5:1)]]. //Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит//? [[new:1in:04:20|(1 Ин. 4:20)]]? У еванг. Матфея прибавлено: //в сию обою заповедию// (на сих двух заповедях) //весь закон и пророцы висят// (утверждаются) [[new:mf:22:40|(Мф.22:40)]]. Т.е. в заповедях о любви к Богу и ближнему заключается сущность всего, чему учили и чего требовали ветхозаветные учители, Моисей и все пророки. „Если вникнешь в десять заповедей закона, данного на Синае, говорит один из святителей (Никифор, архиепископ Астраханский), то увидишь, что первые четыре заповеди относятся к любви к Богу, а прочие шесть до любви к ближнему. Если разберешь все пророческие проповеди, то найдешь оные преисполненными обличений на отвергающих служение истинному Богу и приносящих жертвы идолам, исполненными угроз на творящих неправду и обиду к ближнему и наставлений и побуждений к благодеяниям к ближним. Если рассудишь, что такое грех, и что такое добродетель, то ясно увидишь, что всякий грех есть ни что иное, как или оскорбление Бога или вред ближнему, а всякая добродетель есть или служение истинному Богу, или польза ближнему“. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет** См. Толкование на [[new:mk:12:28#lopuxin_ap|Мк. 12:28]] ===== Митр. Иларион (Алфеев) ===== **Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет** См. Толкование на [[new:mk:12:28#mitr_ilarion_alfeev|Мк. 12:28]] [<10>]