[<10>] ====== Толкования на Мк. 12:38 ====== ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== Ст. 38-40 **И говорил им (Господь народу) в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, — сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение** Господь предостерегает от книжников, бывших учителями закона, и изрекает книжникам **«тягчайшее осуждение»**. За что? За длинные одежды? За первое место в синагогах? За первые места на пиршествах? Конечно, не за это само по себе, а за лицемерие. Их внешность не соответствовала внутреннему, в них все было показным, даже молитва: **«напоказ долго молящиеся»**. Значит, длинная одежда, председание в синагогах, предлежание на пиршествах осуждаются как показатели лицемерного тщеславия. Падает ли осуждение на самый закон, представителями которого были книжники? Нисколько. Закон ничего не теряет в своей святости и ценности для жизни, если его провозвестниками на земле оказываются люди негодные, тщеславные и лицемерные. Закон — сам по себе, а служители его — сами по себе. Закон Бога остается вечно святым законом Бога, а негодные служители закона понесут тягчайшее осуждение, как рабы, знавшие волю Господина и не сотворившие ее... Они будут «биены много». В Евангелии от Матфея, где подробно рассказана беседа осуждения книжников, отчетливо приводятся слова Христа, которыми Он разграничивает учение закона, возвещавшееся книжниками, от самих книжников. Первое — свято, и закон должен быть исполнен, а самих негодных проповедников закона следует остерегаться. //«На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, всё, что они велят вам соблюдать (по закону), соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте»// [[new:mf:23:02|(Мф. 23:2-3)]]. //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях** См. Толкование на [[new:mk:12:35#blazh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 12:35]] ===== Игемоний ===== **И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях** Фарисеи давали //десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе// [[new:mf:23:23|(Мф. 23:23]], [[new:lk:11:42|Лк. 11:42)]]. С особым старанием относясь к вещам внешним, они презрели то, что ведет ко спасению души. Они ожидали себе //«приветствий в народных собраниях»// (ср. [[new:mf:23:07|Мф. 23:7]], [[new:lk:20:46|Лк. 20:46]]) и любили //«предвозлежания на пиршествах»// (ср. [[new:mf:23:06|Мф. 23:6]], [[new:lk:20:46|Лк. 20:46]]). Об этом говорил им Господь Иисус, зная, что они потеряны. Он указывал им, что только внешнее принимают они во внимание; то же, что внутри, отвергают как чужеродное, не понимая, что сотворивший тело, сотворил также и душу. //**Спор Архелая с манихеем.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях** Евангелист Матфей изложил пространно обличительную речь Господа против руководителей Еврейского народа, книжников [[new:mf:23:start|(Мф. гл. 23)]]; еванг. же Марк берет из нее только несколько изречений о честолюбии, корыстолюбии и лицемерии их. Причина сего понятна. Св. Матфей писал свое Евангелие для христиан из Иудеев, и для них эта речь Христова была и понятна, и полезна, как характеризующая оставленных ими, их ложных духовных руководителей. Еванг. же Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, для которых речь Христова мало могла быть понятна и не могла иметь нравственного значения (Мих.). Фарисеи любили **ходить в длинных одеждах** (хотящих одеяних ходити), отличая себя тем пред другими, т.е. для важности. У еванг. Матфея сказано: //увеличивают воскрилия одежд своих//. Воскрилия, это–шнурки синего цвета, предназначенного для одежды священников. Моисей предписал, чтобы у каждого еврея к концам одежды был нашит синий шнурок для напоминания, что еврейский народ должен быть народом священным ([[old:chis:15:38|Чис. 15:38]] и дал. [[old:vtor:22:12|Втор. 22:12]]). Фарисеи и эти шнурки, для тщеславия увеличили очень много (Чит. объясн. [[new:mf:23:05|Мф. 23:5]]). //Целования на торжищах// [[new:mf:23:07|(Мф. 23:7)]] (любят принимать приветствия в народных собраниях), т.е. любят публичное выражение особенного почтения на торговых площадях, где много народа. **Любящих ходить в длинных одеждах** и пр. Все это указывало, что фарисеи были очень тщеславны, везде отличали себя от других и искали почета и уважения себе. Св. Златоуст замечает при этом: „Фарисеями овладевало тщеславие и там, где особенно заповедано им было предохранять себя от оного, т.е. в синагогах, куда они ходили учить. На пиршествах это могло бы еще показаться не столь предосудительным, хотя и учителю надлежит быть образцом. Он должен быть таков не только в церкви, но и везде. Говорит ли, молчит ли, обедает ли, или что другое делает, он во всем должен показывать себя образцом“. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 38-40 **И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, – сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение** (См. [[new:mf:23:06|Мф. 23:6-7, 14]]). Из обширной речи Господа против книжников и фарисеев, которую передает евангелист Матфей [[new:mf:23:start|(Мф. 23)]], Марк приводит только несколько изречений, которыми характеризуется честолюбие, корыстолюбие и лицемерие фарисеев или, собственно, книжников, о которых говорил Господь, по сообщению евангелиста Марка. Для читателей Евангелия Марка не представляла большого интереса вся обширная характеристика фарисейства, какая дана у Матфея. **«В длинных одеждах»** ходили обыкновенно люди знатные. **«В народных собраниях»** – на рынках (ἀγοραῖς). [<10>]