[<10>] ====== Толкования на Мк. 13:3 ====== ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== Ст. 3-5 **И когда Он (Господь) сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться? Отвечая им, Иисус начал говорить** О последних судьбах мира Господь говорит только избранным. Все не поймут. Все так закружились, так затканы паутиной, так заставились обманчивыми декорациями жизни, так восхищены величием и красотой воздвигаемых камней, что где же им увидеть свое копошенье в земной пыли и где же уразуметь муравьиность своей возни?! А избранных Он поднимает с Собой на гору и ставит их ум и душу выше нагромождений из земной пыли, чтобы кругозор их был светел и просторен, душа поднялась над кучами камня и глаз видел жизнь шире и глубже. И избранным «наедине», чтобы и их не давил грохот торжествующего камня, лязг шумливого железа и победный вой слуг – рабов железа и камня, избранным, тем, кто способен понять, открывает судьбу нагроможденных камней. //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Свщисп. Василий Кинешемский ===== **И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей** Скорбно и безмолвно, с печальными мыслями в сердце небольшая группа отошла от священного здания, стоявшего как олицетворение еврейской истории со дней Соломона. Они перешли через долину Кедронскую и пошли по крутой тропинке, которая ведет через гору Елеонскую к Вифании. На вершине горы путники остановились, и Иисус Христос сел, чтобы отдохнуть, может быть, под зелеными ветвями великолепных кедровых деревьев, украшавших тогда гору. Тут все служило для возбуждения высоких мыслей. Далеко внизу находился святой город, давно сделавшийся прелюбодейным, и теперь, в последний день служения Спасителя, не узнавший времени своего посещения. На противоположной стороне широкое плато увенчивалось мраморными колоннадами и блестящими крышами храма. Обратившись к востоку, Господь мог видеть бедные, обнаженные горы пустыни Иудейской до пурпуровой линии Моавских гор, сияющих в солнечном закате подобно цепи драгоценных камней. В глубоких высохших ложбинах, точно пятна темного кобальта, виднелись таинственные воды Соленого озера. Таким образом, когда Господь смотрел с вершины горы, со всех сторон были видны знамения гнева Божия и греха человека. На одной стороне было мрачное озеро, страшные и смолистые воды которого были постоянным свидетельством лишения Божия за чувственный грех; у ног Спасителя был преступный город, проливший кровь стольких пророков и осужденный за свою страшную злобу на еще более тяжкое возмездие. //**Беседы на Евангелие от Марка.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей** См. Толкование на [[new:mk:13:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 13:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст.3-4 **И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться** **На горе Елеонстей**. О сей горе чит. в объясн. [[new:mk:11:01|(Мк. 11:1)]]. **Когда это** (сия) **будет и какой признак** (какое знамение), **когда все cиe должно совершиться** (егда имут вся скончатися)? У еванг. Матфея [[new:mf:24:03|(Мф. 24:3)]] вопросы поставлены раздельнее, и на основании их можно думать, что первый из этих вопросов: **когда это будет**? относится собственно к разрушению Иерусалима, а второй: **когда все cиe должно совершиться**? – ко второму пришествию Христову и кончине мира, и именно спрашивается о признаке (**какой признак**), по которому можно было бы угадывать, когда все сие должно случиться. Апостолы думали, что вместе с разрушением Иерусалима последует конец мира. Сообразно сему Господь и ответы на эти два вопроса дает слитно, так что в них соединяется вместе то, что относится к разрушению Иepyсалима, когда кончится судьба церкви ветхозаветной, и ко второму пришествию Господа, когда завершится судьба церкви новозаветной. По сей причине эта речь Христова о разрушении Иерусалима и о втором Его пришествии одна из самых затруднительных для объяснения, и не все, даже древние, толкователи одинаково объясняют некоторые места ее. Эта речь пророческая, а в пророческих речах обыкновенно события близкие и отдаленные как бы сливаются, особенно если одно, ближайшее, служит прообразом другого, отдаленнейшего (Мих.). Так напр., у пр.Исаии [[old:is:40:start|(Ис. гл. 40-]][[old:is:66:start|66)]] изображаются события избавления Евреев из плена вавилонского и избавления всего человечества Мессией из плена диавола и греха, из коих первое служит образом второго (Мих). А здесь, в словах Господа, суд над Иудеями изображает собой суд над всем миром. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей ** См. Толкование на [[new:mk:13:01#lopuxin_ap|Мк. 13:1]] [<10>]