[<10>] ====== Толкования на Мк. 13:7 ====== ===== Свщисп. Василий Кинешемский ===== **Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, - но это еще не конец** Посмотрим, как исполнились эти пророчества, прежде всего, на ближайшей судьбе Иерусалима и Иерусалимского храма. Храм был вполне закончен в 64 году от Рождества Христова, и богослужение в нем сделалось еще более пышным вследствие данного Иродом Агриппой позволения левитам и певцам носить белые одежды. Но это было непродолжительное торжество. 10 августа 70 года, то есть не более чем через шесть лет, храм со всем своим блеском, делавшим его в глазах раввинов "радостью всей земли", разрушен был до основания. Он превращен был в пепел пламенем, которое иногда почти погасало от потоков крови его избиваемых защитников. Еще задолго до разрушения храма целый ряд необыкновенных явлений предвещал грозную катастрофу. Комета, наподобие огненного меча, в течение года висела над Иерусалимом. В праздник Пасхи внезапно какой-то сверхъестественный свет наполнил храм в полуночное время. Тяжелые двери храма, которые обыкновенно отворяли двадцать человек, вдруг открылись сами собой, и слышны были громкие таинственные голоса: "Уйдем отсюда!" В городе во время солнечного заката с ужасом видели каких-то воинов, сражавшихся на небе, и как будто стены города были окружаемы колесницами и огненными конями, нападавшими друг на друга в яростной битве. В течение нескольких лет по городу разносился голос некоего Иисуса, сына Анании, который, несмотря на все побои, достававшиеся ему от иудеев и римлян, постоянно кричал по улицам: "Горе, горе Иерусалиму!" Впервые этот крик раздался в храме. Полусумасшедший еврей то и дело восклицал: "Голос от востока! Голос от запада! Голос от четырех ветров! Голос против Иерусалима и храма! Голос против жениха и невесты! Голос против всего народа!" После этого он не говорил больше ни с кем, а только постоянно повторял глухим замогильным голосом: "Горе, горе Иерусалиму!" — и это продолжалось до самой осады, когда воскликнув: "Горе, горе и мне!" — он упал, убитый камнем, пущенным из римской баллисты. //**Беседы на Евангелие от Марка.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, - но это еще не конец** См. Толкование на [[new:mk:13:05#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 13:5]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 7-8 **Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, – но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это – начало болезней** Второй признак разрушения Иерусалима и бедствий при сем, это – войны и военные слухи. И по смерти римского императора Августа, до времени разрушения Иерусалима, действительно было много войн и возмущений, особенно из-за римского престола. Военные слухи. Тут разумеются отдалённые войны, о которых только слухи будут доходить до Иудеи. **Но не у кончина** (но это еще не конец), т.е. конец не века или миpa, а Иерусалима. **Востанет бо язык на язык** (народ на народ) **и царство на царство**. Так, в это время Евреи и Сирияне вооружились друг против друга из-за обладания городом Кесарией; в Галилее Иоанн Фискал хотел оспорить власть у Иосифа; в Иерусалиме Зилоты грабили публичную казну, умерщвляли лучших соотечественников и призвали Идумеев в город для усиления своей партии (Воскр. Чт.). **И будут труси** (землетрясения) **по местом и глади и смятения** (мятежи). Пророк Агав, как пишется в Деяниях Апостольских [[new:act:11:28|(Деян. 11:28)]], предсказал голод в Иудее, и голод был так силен в Иерусалиме, что множество народа умерло от него. Голод был в Риме, Палестине и Греции в сороковых годах по Р. Х. Землетрясения разрушили некоторые из городов, как то: Лаодикию, Иераполь и Колоссы и др. (Мих.). **Мятежи,** смятения, т.е. неустройства в царстве, каковые и были около времени разрушения Иерусалима. Святитель Филарет при этом замечает: „ум пытливый может сказать: каким образом подобает быть и таким событиям, как брани, бедствия и страдания даже лучших из человеков, и это под управлением премудрого, праведного и благого Провидения?“ и, между прочим, так отвечает на этот вопрос: „Можешь ли сомневаться, что Христос есть самая премудрость, правда и благость? Как же можешь сомневаться и в том, что если чему, по Его предусмотрению, под Его владычеством, **подобает быти**, то непременно бывает и будет сообразно с премудростью, правдой и благостью. Можешь усмотреть и в самых событиях, если будешь смотреть чистым оком“. У еванг. Матфея здесь прибавлено: //Все же это - начало болезней рождения// [[new:mf:24:08|(Мф. 24:8)]], т.е. начало тех бедствий, которые будут пред разрушением Иерусалима и храма, а самые бедствия еще впереди. Бедствия эти Господь сравнивает с болезнями рождения по их тягости и чувствительности. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-8 **Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, – но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это – начало болезней** **«Смятения»** (ταραχαί) – только здесь. В Евангелии Матфея: «землетрясения», т. е. различные потрясения в народной жизни, которые будут приводить в замешательство (корень ταραχή – ταράσσω – «привожу в замешательство»). **//Толковая Библия.//** [<10>]