[<10>] ====== Толкования на Мк. 13:33 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время ** Божественное Слово одинаково сокрыло от нас и конец всего, и предел каждого (потому что со всеобщим концом наступает кончина каждого и с кончиною каждого приближается конец всего) для того, чтобы день ото дня мы возрастали, будучи призываемы, «устремляясь вперед и забывая то, что позади» (ср. [[new:fil:03:13|Фил. 3:13]]), поскольку конец неизвестен и всегда ожидается. Ибо, если кто будет знать точный день конца, не начнет ли он пренебрегать настоящим? Тот же, кому такое знание недоступно, не станет ли готовить себя каждый день? Потому и прибавил Спаситель к сказанному: //Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет// [[new:mf:25:13|(Мф. 25:13)]]. //**Против ариан.**// ===== Блж. Августин ===== **Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время** Не считаю, что ошибается тот, кто знает, что он чего-то не знает. Ошибается тот, кто полагает, будто знает нечто, чего он на самом деле не знает. //**Послания.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время ** См. Толкование на [[new:mk:13:32#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 13:32]] ===== Тертуллиан ===== **Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время ** Если души ожидает суд, то следует более думать о том, как завершить свою жизнь, нежели о том, как лучше ее прожить. Ибо нет ничего полнее того, что в самом конце, однако ничто так не близко к концу, как суд Божий. Бог же будет судить в полноте, ибо судит в самом конце судом вечным как в наказание, так и в утешение; судит души, возвращенные не в зверей, а в свои собственные тела; все разом, в тот день, который знает только Отец [[new:mf:24:36|(Мф. 24:36]], [[new:mk:13:32|Мк. 13:32)]]; для того, чтобы вера оказалась испытана трепетным ожиданием, чтобы всегда нам помнить о дне том до тех пор, пока не узнаем, любого дня опасаясь и в любой день сохраняя надежду. //**О душе.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время** См. Толкование на [[new:mk:13:32# prot_ioann_buxarev |Мк. 13:32]] ===== Лопухин А.П. ===== **Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время** Увещание к бодрствованию (см. [[new:mf:24:42|Мф. 24:42]]). Слово **«молитесь»** в лучших новейших изданиях не читается. **«Время»** (καιρός) может означать и отдельный момент, но обыкновенно имеет значение периода, эпохи (ср.[[new:mk:01:15|Мк. 1:15]]). Отсюда видно, что апостолы не получили указания на какое-либо определенное знамение, которое могло бы возвещать наступление последнего дня. Таким знамением не могло быть и разрушение храма. Вельгаузен даже высказывает мысль, что это место вставлено в Евангелие уже тогда, когда христиане увидели, что разрушение Иерусалима не повело вслед за собой разрушения мира. В этой мысли, конечно, верно только то, что вообще в Евангелии и именно в эсхатологической речи Христа вовсе и не были соединены эти два момента... [<10>]