[<10>] ====== Толкования на Мк. 13:34 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать** См. Толкование на [[new:mk:13:32#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 13:32]] ===== Пруденций ===== **Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать** Убирайте, - восклицает, - ложе боли, сна, безделья! Чисто, праведно и трезво бодрствуйте: Я близко. //**Гимны на каждый день.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 34-37 **Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что́ вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.** Пришествие Господа-Судии последует неожиданно, подобно тому, как неожиданно для домочадцев бывает возвращение домохозяина, отправившегося в путь. В этом приточном изречении Господь-Спаситель и Судия изображается домохозяином. Домохозяин оставляет на время **свой дом**, отходя в путь, – это означает, что Иисус Христос возносится на небо к Отцу Своему и в сонм ангелов и святых, и оставляет на земле Свою церковь. **Дав рабом своим власть** и пр. Христос каждому из Своих верных служителей, т.е. апостолов и верующих, дал Свое дело, которое они должны исполнять, – дело устроения Церкви вообще и спасения каждого из членов ее. Отошел, не сказав точно о времени возвращения Своего, т.е. Господь сокрыл время второго пришествия Своего на суд. Посему все верующие должны бодрствовать (**бдите убо** и пр.), чтобы быть готовыми встретить Господа-Судию во всякое время и отдать отчет в исполнении порученного им дела спасения, и чтобы не оказаться спящими, т.е. беспечными о своем спасении, и духовно-мертвыми, т.е. неверующими или нераскаянными грешниками (Мих). **Вечер или полунощи, или петоглашение, или утро**, это – деление древними ночи на четыре части, – на так называемые стражи по смене сторожевых воинов: первая стража, вечер, – с 6-ти до 9 часов; вторая полночь,–до 12 час. ; третья, пение петухов, – до 4 часов; четвертая стража, утро, – до 6-ти часов утра (Чит. [[new:mf:14:25|Мф. 14:25]]). **Говорю** (глаголю) **всем**, т.е. всем верующим, в какое бы время они ни жили: так как время второго пришествия Христова и суда Его весьма важно для всякого верующего. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать** Христос предлагает здесь вторую притчу, параллельную первой, – о смоковнице [[new:mk:13:28|(стих 28)]]. Только здесь нет никакого символа, а прямо дается увещание бодрствовать, чтобы не быть застигнутыми врасплох. //«Подобно как бы...»// Стоящая здесь частица ὡς, несомненно, начинает собой притчу, как ὥσπερ γάρ в [[new:mf:25:14|Мф. 25:14,]] и не имеет для себя соответствия ни в предыдущем, ни в последующем, так что получается одно только придаточное предложение без главного. Тем не менее, главное предложение ясно – оно должно быть взято из [[new:mk:13:33|33-го стиха]], и с этим добавочным главным предложением получается такая притча: «Я призываю вас к бодрствованию, как человек, который уйдя (ἀπόδημος, в русском переводе неточно – «отходя»), оставил» и т.д. Апостолы и все верующие изображаются здесь под видом слуг, получивших от своего ушедшего хозяина известную свободу действий (ἐξουσία, в русском переводе не совсем подходящее выражение – «власть»; власть – над кем?). Они должны бодро совершать свое назначение, какое даст им Христос. Особенно же бодрствовать должен привратник, к которому, собственно, и приравниваются прежде всего апостолы. Конечно, это не значит, что они доживут до второго пришествия: в их лице Христос обращается к христианам всех последующих поколений, которые всегда должны сохранять ожидание второго пришествия Христа на суд. [<10>]