[<10>] ====== Толкования на Мк. 14:34 ====== ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте** Как же понимают люди, что означает «опечалиться смертельно» (ср. [[new:mf:26:38|Мф. 26:38]])? Это не может быть понято как печаль из-за смерти: ибо где печаль из-за смерти, там смерть - причина печали. Печаль же смертельная указывает на то, что смерть служит окончанием печали, а не ее причиной. //**О Троице.**// ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте** См. Толкование на [[new:mk:14:33#sschmch_grigorij_lebedev|Мк. 14:33]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте** См. Толкование на [[new:mk:14:32#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 14:32]] ===== Ориген ===== **И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте** Как узнаем из Евангелия, Он опечалился перед смертью, о чем Сам признается в словах: //Душа Моя скорбит смертельно// [[new:mf:26:38|(Мф. 26:38)]]; и Он отведен был на смерть, которая среди людей считается самой позорной, и на третий день воскрес (ср. [[new:mf:28:06|Мф. 28:6]], [[new:mk:16:06|Мк. 16:6]], [[new:lk:24:05|Лк. 24:5]], [[new:1kor:15:04|1 Кор. 15:4]]), . И если мы видим в Нем нечто человеческое, что не отличается от обычной тленности смертных людей, а также и нечто божественное, свойственное только первичной и невыразимой природе Божества, то наше ограниченное человеческое понимание цепенеет и застывает в восторге изумления, не зная, куда двинуться, за что взяться и к чему обратиться. //**О началах.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте** **Прискорбна есть душа Моя до смерти** (скорбит смертельно душа Моя). Скорби смерти кажутся для человека самыми великими. Посему это изречение Спасителя означает, что страдания и скорби души Его были так тяжки и велики, как велики предсмертные страдания. Тяжесть сих страданий и скорбей Спасителя происходила оттого, что Он принял на Себя грехи всего мира и долженствовал пострадать за них. Все грехи человеческие, все то, что должен бы потерпеть весь мир за свои беззакония, вся эта тяжесть легла теперь на Него одного. Тяжек и один грех; что же, когда таких грехов больше, чем песку на морском берегу? „Тут было совмещение всех страданий и всех смертей всех людей“. (Иннок. Херс.). Как же не изнемочь под этой невыносимой греховной и мучительнейшей тяжестью Господу Иисусу? „Господь видел все грехи рода человеческого, от первого греха Адамова до последнего богохульства антихристова и последователей его; видел все безобразие, всю гнусность их пред святостью Божьей, и это в святой, чистейшей душе Его отражалось муками нестерпимыми. Он, Примиритель человечества, стоял теперь пред грозной правдой Божией, совершавшей над Ним суд за грехи принятого Им на Себя человечества; каково же было Ему чувствовать негодование Своего Отца небесного?“ (Филар. Черн.) „Если самый грубый человек иногда изнемогает под страданием пробудившейся совести, мучимый представлением только его одной греховной жизни; то какое мучение должно быть для пречистой души Богочеловека, когда она, в сознании своем, представила себя покрытой грехами всего мира?“ (Иннок. Херс.) Господь скорбел не собственной, но нашей человеческой скорбью. „О, как несмысленны, как бесчувственны мы, когда любим грехи, столько терзавшие Сына Божия! восклицает святитель Филарет (Черниг.). Каких мук, каких казней стоим мы, когда пренебрегаем муками Спасителя нашего, томившегося за наши беззакония!“ Самое совершенство святости Иисуса Христа умножало Его скорби и страдания говорит святит. Филарет. Грешники в омрачении ума своего не видят всей гнусности и мерзости грехов. Окаменелые сердца их не чувствуют тех мучений, которые уготованы им в вечности. Совершенно святая душа Господа, не терпящая никакой скверны, зрела все грехи всех человеков во всей наготе их. Беспредельно нежное Его сердце ощущало всю силу мучений, неизбежных следствий грехов“. „Сам Господь //пал на землю// [[new:mk:14:35|(Мк. 14:35)]] для молитвы. Не должны ли быть и для нас легки и сладостны наши молитвенные коленопреклонения и землепреклонения, которые так тяжкими кажутся иногда для нашей немощи и, быть может, для нашей лености?“ замечает святит. Филарет. **Будите зде и бдите** (побудьте здесь и бодрствуйте). Это значит, что Иисус Христос как бы ищет подкрепления в Своих страданиях и сочувствия довереннейших учеников Своих, в их пребывании с Ним и бодрствовании (Мих.). //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте** См. Толкование на [[new:mk:14:32#lopuxin_ap|Мк. 14:32]] [<10>]