[<10>] ====== Толкования на Мк. 14:72 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать** Здесь нам стоит задаться вопросом, почему всемогущий Бог допустил, чтобы Петр, которого Он поставил над всей Церковью, испугался голоса служанки и отрекся от Него. Так мы узнаем, что это было делом великой благодати: тот, кому предстояло стать пастырем Церкви, через свое собственное падение узнал, как должно сострадать другим. Так что прежде Он показал Петру его самого и тогда уже возвысил его над другими, чтобы он через свою слабость познал, как сострадать чужой слабости. //**Гомилии на Евангелия.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать** Марк был учеником Петра. Поэтому тем более можно подивиться ему, что он не только не скрыл слабость учителя, но и рассказал о нем подробнее других, именно потому, что был учеником. //**Гомилии на Евангелие от Матфея.**// =====Прп. Исихий Иерусалимский===== //Недоумение XLIII.// Почему одни [евангелисты] пишут, что Господь сказал Петру, что тот отречется прежде, чем пропоёт петух, Марк же говорит, что прежде, чем дважды пропоёт петух, он отречётся [[new:mf:26:34|(Мф. 26:34]]; [[new:lk:22:34|Лк. 22:34]]; [[new:in:13:38|Ин. 13:38]]; [[new:mk:14:72|Мк. 14:72)]]? //Разъяснение// см. [[new:mf:26:34#prp_isixij_ierusalimskij|Мф. 26:34]] ===== Блж. Августин ===== **Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать** Как святой Давид раскаялся в своих смертоносных преступлениях и устоял в чести (ср. [[old:2ts:12:01|2 Цар. 12:1-20]], [[old:2ts:24:17|24:17]]), так и блаженный Петр, излив горькие слезы после того, как отрекся от Господа, раскаялся и остался апостолом (ср. [[new:mf:26:69|Мф. 26:69-75]], [[new:lk:22:55|Лк. 22:55-62]]). //**Послания.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать** См. Толкование на [[new:mk:14:66#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 14:66]] ===== Евсевий Кесарийский ===== **Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать** Мне кажется, хорошо сказано, что у учеников Иисуса следует либо верить всему, либо вообще ничему не верить. И если не следует верить этим людям, то и вообще никому, кто когда-либо у эллинов или варваров составлял жизнеописания, речи и воспоминания о людях, прославляемых за их благие дела. Или же другим верить похвально, и только этим людям не нужно верить? Разве не очевидна здесь зависть? Что же, лгущие на Учителя и передающие в своих писаниях то, чего с ними не было, выдумали и Его страдания? Выдумали предательство одного ученика (ср. [[new:mk:14:44|Мк. 14:44-45]]), речи обвинителей (ср. [[new:mf:26:59|Мф. 26:59-60]], [[new:mk:14:55|Мк. 14:55-56]]), насмешки и поношения судей, издевательства и пощечины (ср. [[new:mf:26:67|Мф. 26:67]], [[new:mk:14:65|Мк. 14:65]]), удары кнута по спине, и терновый венец, возложенный на Него в поругание (ср. [[new:mf:27:26|Мф. 27:26-31]], [[new:mk:15:15|Мк. 15:15-19]]), и багряницу, надетую на Него наподобие плаща; и, наконец, Его самого, несущего Свой крест (ср. [[new:mf:27:31|Мф. 27:31-35]], [[new:mk:15:20|Мк. 15:20-24]], [[new:lk:23:26|Лк. 23:26-33]], [[new:in:19:17|Ин. 19:17-18]]), пригвожденного к нему по рукам и ногам (ср. [[new:in:20:25|Ин. 20:25-27]]), и поимого уксусом, и пронзенного в бок копьем, и поносимого от толпы? (ср. [[new:mf:27:48|Мф. 27:48]], [[new:mk:15:36|Мк. 15:36]], [[new:lk:23:36|Лк. 23:36]], [[new:in:19:29|Ин. 19:29]]) Значит, и это, и все подобное, с этим связанное, должно быть выдумкой Его учеников? Или же в одних делах нужно верить им как наиболее правдивым, а в других, более славных и священных делах, не верить? Откуда же возьмется такое к ним недоверие? Ведь утверждать об одних и тех же людях, что они говорят правду и они же лгут, - значит утверждать противоположные вещи об одном и том же в одном и том же отношении. И на основании чего их можно изобличить? Ведь если бы они намеревались заняться измышлениями и приукрасить Учителя ложью, они никогда не написали бы сказанного прежде о [Его страданиях] и не открыли бы будущим поколениям, что Он «ужасался», и «тосковал», и «скорбел душой»; или что они сами покинули Его; или что его любимый ученик и апостол, Петр, избегая мук и угроз от властей, трижды отрекся от Него. //**Доказательство в пользу Евангелия.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать** **И второе алектор возгласи** (тогда запел петух во второй раз). По еванг.Матфею, Иисус Христос, предрекая отречение Петру, сказал просто: //прежде нежели пропоет// [[new:mf:26:34|(Мф. 26:34)]], а по еванг.Марку: **прежде нежели дважды пропоет петух** [[new:mk:14:30|(Мк. 14:30)]]. Ев.Марк точнее передает это событие, потому что был спутником Петра. Так вполне сбылось предсказание Христово: //истинно говорю тебе, что ты ныне в ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня// [[new:mk:14:30|(Мк. 14:30)]]. Евангелист Лука, повествуя об отречении Петровом, прибавляет, что, когда после суда выводили Иисуса Христа из дома первосвященнического на двор, тогда Он обратился в ту сторону, где стоял Петр, и посмотрел на него [[new:lk:22:61|(Лк. 22:61)]]. Этот взор любви и укора проник в сердце малодушного ученика, и возбудил в нем сильное раскаяние; он увидел, в какую глубину греха он ниспал, и – **вспомнил слово, сказанное ему Иисусом** (помяну глагол, егоже рече ему Иисус): **прежде нежели петух пропоет дважды** (прежде даже петел не возгласит дважды) и пр., **и начен плакашеся** (начал плакать), у еванг.Матфея прибавлено: //горько// [[new:mf:26:75|(Мф. 26:75)]]. Это был плач грешника, мучимого раскаянием в грехе малодушия и измены своему Господу, и это свидетельствовало о том, что апостол Петр пламенно раскаивался в своем великом грехе. Пламенно раскаивался, – и Господь простил его и после Своего воскресения снова восстановил в звание Своего ученика и апостола. Три раза отрекся Петр, три раза Господь и вопрошал его тут: //Симон Иоанн, любишь ли ты Меня// [[new:in:21:16|(Ин. 21:16-]][[new:in:21:17|17)]]? Но и после того память греха и чувство виновности пред Господом были так сильны в ап.Петре, что он, как говорит предание, до самой своей смерти, каждый раз, при полночном пении петуха, повергался на землю с горькими слезами о соделанном грехе и вел суровый образ жизни. Так обыкновенно каются искренним и истинным раскаянием! “Подобно Петру и ты, грешная душа, должна оплакивать свои грехопадения, их у тебя много“, обращается к своей душе благочестивый человек, читая о падении и раскаянии ап.Петра. „Плачь же горько вместе с Петром, ты, поучает святой Димитрий Рост., грешный человек, который ежедневно своими грехами отвергаешься Бога, когда не по-человечески, но по-скотски живешь“. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать** См. Толкование на [[new:mk:14:66#lopuxin_ap|Мк. 14:66]] [<10>]