[<10>] ====== Толкования на Мк. 15:15 ====== ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие** Тот, Чьим именем Его же рабы теперь бичуют дьявола и его ангелов, Сам был подвергнут бичеванию (ср. [[new:mf:27:26|Мф. 27:26]], [[new:in:19:01|Ин. 19:1]]). Терниями коронован Тот, Кто коронует мучеников цветами вечности (ср. [[new:mf:27:29|Мф. 27:29]], [[new:mk:15:17|Мк. 15:17]], [[new:in:19:02|Ин. 19:2]]). //**О благе терпения.**// ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие** Приговор мира над подвижником выносится не по суду правды, а по суду «лести». Это приговор подделки под вкусы распоясавшегося мира зла, не выносящего укоризны Правды и Света. Он выносится приспособительно к уровню зла, которое будет рукоплескать этому приговору. Потому понятно, что это будет односторонний приговор только зла. Подвижник Креста не может ждать для себя ничего иного. Господь приговаривается к смерти: «Распни его...» Убей Правду, и мы будем спокойны. «Пострадавый и сострадавый человеком, Господи, слава Тебе» (Великий Пяток, 4-й антифон на утрени). //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие** Итак, по человекоугодию, из желания сделать приятное еврейским книжникам и толпе Пилат осуждает на смерть заведомо Известного ему Невинного Страдальца – Спасителя мира. Этот пилатов грех человекоугодничества очень распространен среди нас. Как часто люди смеются над истиной, над святыней великою, лишь бы доставить удовольствие иному неверу... И очень часто мы стараемся выслужиться перед сильными мира сего так себе, безо всякой даже пользы. Есть какая-то рабская черта угодливости у нас пред человеком выше и сильнее нас. Он даже презрительно смотрит на нас, а мы спешим высмеять что-либо высокое, поглумиться и льстиво заглядываем в глаза сильному человеку – понравилось ли ему это... Иной из чувства подхалимства бывает иногда виновником мук или даже смерти другого человека... Нужно бороться с этой гадкой чертой в нашем характере. Стараться быть угодными Богу, Ему всю свою душу отдать; а людям тоже служить, и даже до самопожертвования, но служить свято, искренне, во благо, а не подслуживаться одним, губя других!.. //**В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие** Дочь Сиона... на множество добра ответила Ему злом: Отец омыл ее от кровей, но она осквернила Его Сына плевком (ср. [[old:iez:16:09|Иез. 16:9]], [[new:mf:26:67|Мф. 26:67]], [[new:mk:14:65|Мк. 14:65]]). Отец облек ее в виссон и пурпур, но она одела Его Сына в одежды бесчестья (ср. [[old:iez:16:10|Иез. 16:10]], [[old:iez:16:13|13]], [[new:mf:27:28|Мф. 27:28]], [[new:mk:15:17|Мк. 15:17]]). Иисус возложил на ее главу венец славы, она же сплела Ему терновый венец (ср. [[old:iez:16:12|Иез. 16:12]], [[new:mf:27:29|Мф. 27:29]], [[new:mk:15:17|Мк. 15:17]], [[new:in:19:02|Ин. 19:2]]). Он питал ее туком и медом, она же дала Ему горечь (ср. [[old:iez:16:13|Иез. 16:13]], [[new:mf:27:34|Мф. 27:34]]). Он давал ей чистое вино, а она поднесла Ему уксус на губке (ср. [[new:in:19:29|Ин. 19:29]]). И Того, Кто ввел ее в города, она выгнала в пустыню. И Того, Кто обул в сандалии ее ноги, она погнала босым на Голгофу (ср. [[old:iez:16:10|Иез. 16:10]], [[new:mf:27:33|Мф. 27:33]], [[new:mk:15:22|Мк. 15:22]], [[new:in:19:17|Ин. 19:17]]). И пронзила копьем ребра Того, Кто препоясал ее чресла сапфирами (ср. [[old:iez:16:10|Иез. 16:10-11]], [[new:in:19:34|Ин. 19:34]]). Когда она поносила рабов Его и убивала пророков, то была уведена в плен вавилонский (ср. [[old:4ts:24:10|4 Цар. 24:10-16]], [[old:2par:09:01|2 Пар. 9:1]], [[old:2par:36:05|36:5-20]]); когда истекло время ее наказания, Он вернул ее (ср. [[old:2par:36:21|2 Пар. 36:21-23]], [[old:ezd:01:02|Езд. 1:2]]). //**Толкование на Диатессарон Татиана.**// ===== Блж. Августин ===== **Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие** Разбойник ускользнул - Христос обвинен (ср. [[new:mf:27:26|Мф. 27:26]]). Прощение получил преступник - обвинен Тот, Кто освободил верующих от всех преступлений. Но и сам крест, если вдумаешься, был судилищем... ---- Он не был отделен от разбойников, но с разбойниками был осужден. О Нем сказано: //И к злодеям причтен был// [[old:is:53:12|(Ис. 53:12)]]. //**Трактат на Евангелие от Иоанна.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие** См. Толкование на [[new:mk:15:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 15:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие** „Такова политика Римского правителя! восклицает при этом епископ Михаил: из угодничества желанию массы (**желая сделать угодное народу**), и при том подученной, Пилат допускает величайшую несправедливость, что он бьет и предает невинного на распятие“. У еванг. Матфея говорится, что Пилат, при осуждении Иисуса Христа, //взял воды и умыл руки пред народом//, говоря: //неповинен я в крови Праведника сего. Смотрите вы. И// ответствуя //весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших// [[new:mf:27:24|(Мф. 27:24-]][[new:mf:27:25|25)]]. //Взяв воды, умыл руки//. У Евреев, при нахождении трупа убитого человека, был обычай умывать руки в доказательство, что умывающий неповинен в пролитии крови сего человека [[old:vtor:21:06|(Втор. 21:6-]][[old:vtor:21:07|7)]]. Пилат, решаясь осудить Иисуса Христа, пользуется этим Иудейским обычаем, чтобы снять с себя ответственность в смерти Его. Понятно, что это умовение рук не сделало Пилата безответным в смерти невинно осужденного им Господа Иисуса Христа, потому что Пилат, как правитель, должен был защитить и отпустить Христа, несмотря ни на что со стороны Иудеев, и мог бы это сделать, так как у него были в распоряжении римские легионы; но он этого не сделал. Он даже не принимал никакой меры к тому, чтобы успокоить народную ярость и злобу, хотя неоднократно объявлял, что не находит в Господе решительно никакой вины. Он даже забыл, что поступает вопреки здравому смыслу, когда предлагал народу такой вопрос: что же хотите, чтобы я сделал с тем, кого вы называете Царем Иудейским? Разве народу принадлежит право суда, а не ему самому? Разве он не мог, и отпустив Варавву, в то же время отпустить и Христа, если признавал Его невинным? Следовательно, человекоугодие довело Пилата до поступка против Бога, совести и закона. – Бойся, христианин, человекоугодия, оно часто побуждает и заставляет действовать против долга, против чести, против совести, нередко прямо – ко вреду другим. Ап. Павел прямо сказал: //Если бы угождал людям, то не был бы рабом Христовым// [[new:gal:01:10|(Гал. 1:10)]]. – //Смотрите вы//, т. е. я слагаю с себя ответственность, а вы будете отвечать за насильственную смерть этого невинного человека (слич. [[new:mk:15:04|Мк. 15:4]]) Вы принуждаете меня пролить кровь Иисуса, вы и отвечайте за нее“. //Кровь Его на нас и на детях наших//, т. е. мы принимаем ответственность за смерть Христову на себя, и не только на себя, но и на свое потомство. „Такова безрассудная ярость, такова злая страсть!“ восклицает при этом св. Златоуст. И сбылась во всей точности эта ужасная клятва на несчастном Иудейском народе: жестоко он был наказан за отвержение Христа. В 70 г. от Рождества Христова. Иудеи возмутились против римлян. Тогда римляне разрушили Иерусалим, сожгли храм и из Иудеев многих посекли мечами, многих распяли на крестах, – иные умерли от открывшегося в осажденном Иерусалиме голода и болезни, а оставшихся в живых рассеяли по всему свету. „И доныне они, как чада убивших Господа, носят на себе кровь Его, ибо у всех находятся в презрении, и самое имя сего народа стало уничижительным прозванием людей алчных, хитрых и самых низких“. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив предал на распятие. У Римлян был обычай бить осужденных на распятие, чтобы еще более увеличить их страдания. Невероятно, чтобы Пилат, сознавший невинность Иисуса Христа, повелел бить Его именно с этой целью (Мих). В Евангелии Иоанна повествуется, что когда Пилату не удалась первая, употребленная им, мера к освобождению Господа, т. е. когда Евреи, вместо Него, просили отпустить разбойника Варавву, тогда Пилат употребляет другой способ – именно он велел бить Господа, т. е. подвергнуть бичеванию, надеясь, с одной стороны, удовлетворить этим мстительности врагов Его, с другой, возбудить к Нему жалость, и, показав народу Его, уничиженного и израненного, тем склонить к освобождению Его от смертной казни. „Вот правда человеческая! восклицает при этом один из духов. писателей. Пилат признает Господа невинным, однако же делает уступку Его врагам: предлагает им наказать Его, предать публичному бичеванию, обесчестить и унизить, – за что? Ни за что, а только, чтобы успокоить Его врагов, угодить им. Ему казалось, что если он сделает такую уступку в своем правосудии, то им не стыдно будет прекратить преследование Невинного, а о том, что это незаслуженное наказание будет стоить Праведнику ужасных страданий, Пилат не заботится: зато, думал Пилат, я спасу Ему жизнь“ (Тр. л.). Приговоренных к бичеванию раздевали донага, привязывали к низкому столбу и били ременным бичом, перевитым иногда железной проволокой. Это бичевание иногда производилось так жестоко, что бичуемые умирали под ударами палачей. Но и бичевание, как пишет тот же евангелист, не помогло, народ не сжалился. И тогда уже Пилат отдал Христа на распятие [[new:in:19:01|(Ин. 19:1-]][[new:in:19:06|6)]]. Евангелист Лука пополняет сказание св. Матфея о суде над Господом у Пилата тем обстоятельством, что когда Пилат услыхал от обвинителей Его, что Он происходит из Галилеи, где был свой правитель Ирод, обрадовался этому, и хотел отклонить от себя дело суда над Ним, как невинным, послал Его к правителю Галилеи Ироду, который по случаю праздника Пасхи прибыл в Иерусалим. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался: ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем. Но Ирод не нашел в Иисусе Христе никакой вины и отослал Его обратно Пилату. В том обстоятельстве, что в суде над Господом участвовали не только Иудеи, но и язычники, св. Златоуст видит указание на то, что оправдание, приобретенное Господом чрез Его осуждение, имело принадлежать как Иудеям, так и язычникам. Наказан был от Бога и Пилат за невинное осуждение Иисуса Христа. Между прочим и за это осуждение, вследствие жалобы Mapии Магдалины, римский император лишил его должности иудейского правителя и сослал в Галилею. Здесь, изнуренный печалью и скукой и терзаемый угрызениями совести и отчаянием, Пилат сам себя лишил жизни (Воскр. Чт.22 г.). //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие ** См. Толкование на [[new:mk:15:02#lopuxin_ap|Мк. 15:2]] [<10>]