[<10>] ====== Толкования на Мк. 15:17 ====== ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **И одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него** Когда Иисуса облачали в багряницу (ср. [[new:mf:27:28|Мф. 27:28]]), [[new:in:19:02|Ин. 19:2]], то, пусть и издеваясь, поступали пророчески, ибо Он был Царь. Хотя они и делали это в насмешку, но все- таки делали, и багряница стала символом царского достоинства. И пусть венец был из терниев, но это - венец, и возлагали его воины (ср. [[new:mf:27:29|Мф. 27:29]], [[new:in:19:02|Ин. 19:2]]). //**Гомилия на притчу о расслабленном**// ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== Ст. 17-20 **И (воины) одели Его (Христа) в багряницу, и сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его** Когда для мира окончательно определится, на чьей же стороне подвижник Креста, и когда ему будет вынесен приговор «лести», тогда мир ответит подвижнику последней расплатой – «расплатой страданий». Он кругом обовьет подвижника одеждой крови (багряница), вонзится в него шипами зла (терновый венец), все бичи направит на него самыми унизительными формами издевательства (оплевание). Так как преследование подвижника будет борьбой идей, борьбой взаимно исключающих друг друга миров, то мир зла не удовольствуется внешним преследованием, а злобно пронзит его издевательством и циничной насмешкой («приветствовали Его», «кланялись Ему»...) Успокоится мир зла лишь тогда, когда он истребит носителя истины. Как будто подвижник, как живая совесть, мешает ему жить. И зло в преследовании Правды не остановится на полдороге. Оно будет жаждать полного внешнего истребления Крестоносца. Так **«повели Его, чтобы распять Его»**. «Вся пострадати изволи, спасти хотя ны от беззаконий наших Своею кровию, яко Человеколюбец» (Великий Пяток, 13-й антифон на утрени). //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него** Его избивали ладонями по лицу, а Он раздает победителям истинные пальмовые ветви (ср. [[new:mf:26:67|Мф. 26:67]], [[new:mk:14:65|Мк. 14:65]], [[new:lk:22:63|Лк. 22:63]], [[new:in:19:03|Ин. 19:3]]). С Него содрали одежду земную, а Он одевает других в одежды бессмертия (ср. [[new:mf:27:35|Мф. 27:35]], [[new:mk:15:24|Мк. 15:24]], [[new:lk:23:34|Лк. 23:34]], [[new:in:19:23|Ин. 19:23]]). //**О благе терпения**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него** См. Толкование на [[new:mk:15:16#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 15:16]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него** Багряница, это был обыкновенный военный плащ красного цвета, – широкая верхняя одежда без рукавов, которая накидывалась чрез плечо, так что правая рука оставалась свободной. Воины надели на Иисуса Христа такую одежду, и, по всей вероятности, ветхую, где-нибудь заброшенную и уже негодную к употреблению, с целью насмеяться над Ним, как называвшим Себя царем иудейским; так как цари, а также и высшие военные чины носили такие плащи, только, конечно, более дорогие. Эта цель воинов видна из дальнейших действий их в отношении к Господу Иисусу Христу, ибо они возложили также на Него терновый венец. **Сплетше тернов венец**. Терн или терновник, это – колючее, небольшое гибкое растение. Венец из терния был возложен на Иисуса Христа и для насмешки и, вместе с тем, для мучения; потому что, при возложении такого венца на голову, колючки, впиваясь в тело, ранили до крови и производили сильную боль. У еванг. Матфея прибавлено: //и дали Ему в правую руку трость// [[new:mf:27:29|(Мф. 27:29)]]. Как символ власти, цари имеют особую небольшую трость, или жезл, – так называемый скипетр. В насмешку над Господом, как царем, надели на Него терновый венец, и также дали Ему в правую руку как бы скипетр, простую палку. По Евангелию Матфея, становились пред Господом //на колени//, т. е. делая так, как обыкновенно воздавали почести царям на востоке, //насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский//. Так еще в насмешку приветствовали Господа, в багрянице и венце! Таким образом, воины, в насмешку над Господом представляли Его лицом, возводимым в царское достоинство. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него ** См. толкование на [[new:mk:15:16#lopuxin_ap|Мк. 15:16]] [<10>]