[<10>] ====== Толкования на Мк. 15:24 ====== ===== Прп. Иоанн Дамаскин ===== **Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять** Всякое деяние и чудотворение Христа величественно, божественно и дивно, но удивительнее всего честной Его крест. Ибо ничто иное не низвергло смерть, не уничтожило прародительский грех, не повергло ад, не даровало воскресение, не дало силу презирать настоящее и даже самую смерть, не возвратило к первоначальному блаженству, не открыло врата рая, не посадило нашу природу одесную Бога, не сделало нас чадами Божьими и наследниками, как крест Господа нашего Иисуса Христа... Ибо все это достигнуто чрез крест... Он - печать, чтобы не коснулся нас истребляющий, как говорит Писание (ср. [[new:evr:11:28|Евр. 11:28]]). Он - восстание падших, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, обращающихся руководство, преуспевающих совершенствование, души и тела спасение, отгнание всяких зол, всех благ податель, греха истребление, растение воскресения, древо жизни вечной. //**Изложение веры.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять** Раздрали тело Жизнодавца, пригвоздив Его к кресту, делят и одежду Его – как еще и ее не разодрали! Наконец, вот Ты и висишь на кресте, Спаситель благосерднейший, претерпевая ужасные мучения! Ты еще так недавно тужил и скорбел, предвидя Свои крестные мучения: вот Ты терпишь их, Пастырь любвеобильнейший! Мы часто по правде терпим какое-нибудь несчастие, гораздо меньшее Твоего, и ропщем, – между тем как Ты никакого зла не сделал – и терпишь невообразимые мучения. Научи меня с бодростию и смирением переносить мои несчастия, //по делом наю восприемлева// [рус.: по делам нашим приняли] и //помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое// [[new:lk:23:41|(Лк. 23,41–42)]]. Христианин! Благоразумный разбойник есть образ тебя, грешного человека: молись чаще его словами – и ты будешь так же помилован, если намеренно не будешь коснеть во грехе. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять** См. Толкование на [[new:mk:15:22#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 15:22]] ===== Евсевий Кесарийский ===== **Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять** Что позорнее и хуже всякого поношения, чем быть распятым? До сих пор у всех людей, еще не воспринявших в Него веру, Иисус считается «поношением человеков» (ср. [[old:ps:021:07|Пс. 21:7]], [[old:ps:030:12|30:12]], [[new:rim:15:03|Рим. 15:3]]). //**Доказательство в пользу Евангелия.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что́ взять** Распятие на кресте происходило следующим образом. Крест обыкновенно состоял из продолговатого дерева, высотой до 4-х аршин, с другим поперечным, вделанным прямо или наискось, так, что продолговатое на верху выдавалось несколько, и на этой-то выдающейся верхушке прибивали дощечку с надписью вины распятого. Руки распинаемого или пригвождались или привязывались к поперечному брусу, а ноги к нижней части продольного бруса. Если же брусья креста врезывались наискось, то руки и ноги пригвождались или привязывались к четырем концам. Чтобы раны на руках не разорвались от тяжести висящего тела, под ногами на кресте приделывали подставку, и к ней, собственно, прибивали ноги, или в средине столба приделывалось, для поддержания тела, седалище, похожее на рог. Распинали или положив крест на землю, и затем после пригвождения поднимали его и утверждали, или сначала утвердив крест, поднимали на него распятого и там уже пригвождали, или привязывали. Можно себе представить, какие страшные муки терпели распинаемые, когда только прибивали гвоздями их руки и ноги ко кресту; затем, когда поднимали и утверждали крест, и наконец, когда висели они на кресте, и висели иногда по нескольку дней!!!.. Распятому нельзя было сделать никакого движения, чтобы не произвести мучительнейшей боли в ранах на руках и ногах, и также на израненной бичеванием спине; раны сами собой раздирались все более и более, а это производило жгучую боль в самых ранах и внутренний палящий жар во всем теле; кровь приливала к голове и сердцу и производила кружение головы и ужасную тоску сердца; во рту сохло, и появлялась страшная жажда. Палящий зной солнечный и жгучий ветер полудня, прижигая раны, увеличивали страдания несчастных. Поистине страдания на кресте суть адские страдания! Посему-то для язычника не было ничего позорнее креста, а для Иудея распятый на кресте был проклятый из проклятых. И обыкновенно распинали на крестах только самых ужасных разбойников и бунтовщиков. Никогда никакая человеческая жестокость не могла изобрести казни более ужасной, чем распятие на кресте. И такие ужасные страдания распятых – как сказано выше – продолжались не несколько часов дня, а иногда по нескольку суток... Таковые ужаснейшие страдания претерпел Господь Иисус Христос, – наш Искуситель и Спаситель! Какой же благодарностью и любовью должно быть преисполнено сердце наше к Нему?.. И что же Он, Милосердный, требует от нас – для выражения нашей любви к Нему? Того, что служит к нашему же спасению: //кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое// [[new:in:14:23|(Ин. 14:23)]]. Свв. отцы указывают следующие причины именно крестной, а не другой какой смерти Господа нашего Искупителя: 1) как первый Адам вкушением плода от древа запрещенного произвел всеобщую смерть, так должно было и второму Адаму, т. е. Иисусу Христу чрез древо же даровать нам жизнь (свв. Ириней и Амвросий); 2) „Если Господь пришел для того, чтобы понести на Себе наши смертные грехи и нашу клятву, пишет св. Афанасий, то каким бы другим образом мог Он принять на Себя клятву или удовлетворить Богу за наши смертные грехи, если бы не претерпел смерти, приличествующей проклятым, а cиe-то и есть крест: ибо написано: //проклят всяк, висяй на древе//“ [[new:gal:03:13|(Гал. 3:13)]]. 3) Если смерть Господа нашего Иисуса Христа есть искупление всех, говорит св. же Афанасий, если смертью Его совершается призвание языков; то и нужно было претерпеть смерть с распростертыми руками, дабы одной рукой привлечь древний народ (т. е. Иудеев), а другой язычников и обоих собрать воедино: ибо и Сам Он сказал: //аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе// [[new:in:12:32|(Ин.12:32)]]. 4) Св. Григорий Нисский пишет: „ Ап. Павел говорит, что Христос, пришедши на землю, покорил Себе три царства: //о имени Иисусови всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних// [[new:fil:02:12|(Фил. 2:12)]]. Посему весьма сообразно с таинством домостроительства Божия употреблена смерть крестная, дабы Христос, возвысясь на воздухе, покорил воздушные силы, простёртые же на древе руки держал Он для людей живущих на земле, дабы неповинующихся отвергнуть, а верующих призвать; наконец, частью древа, водружённого на земле, Он покорил Себе преисподнее царство“. 5) Причиной, или, лучше, целью крестной смерти Господа полагается еще и то, что при воскресении тело Его осталось целым и нераздробленным (св. Aфанасий и Лакт.). Указываются и другие причины. – Спросим при сем именуемых старообрядцами, которые так ревнуют о восьми концах креста: сколько концов имел тот крест, на котором Господь Иисус Христос был распят? собственно не четыре ли только? – **Делили одежды Его**. Одежды обыкновенно снимали с распинаемых и их препоясывали полотном по бедрам, а одежды отдавались распинателям, а те их делили между собой, как знали. Еванг. Иоанн повествует о разделе одежды Иисуса Христа подробнее, чем еванг. Марк и Матфей. Так он пишет [[new:in:19:23|(Ин. 19:23-]][[new:in:19:24|24)]]: //воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его// (верхнюю одежду, сандалии, также пояс) , //и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон (это – нижняя одежда): хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху, и воинам жаль было раздирать его. И так сказали они друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей метали жребий//. [[old:ps:021:19|(Пс. 21:19)]]. Предание говорит, что хитон куплен у воина, которому он достался по жребию, одним юношей Евреем из Грузии, по имени Елиозом, присутствовавшим при распятии Иисуса Христа. Там в г. Мцхете, впоследствии риза Христова была найдена в патриаршей ризнице и персидским шахом Аббасом, покорившем Грузию, прислана нашему царю Михаилу Феодоровичу в 1625 г. Часть Ее доселе хранится в Московском Успенском соборе. Здесь же хранится и часть животворящего древа креста, на котором быль распят Спаситель, и один из гвоздей, которым Он был пригвожден ко кресту. Части св. ризы Христовой имеются еще в С.-Петербурге, в соборах Зимнего дворца и Петропавловском. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять ** См. толкование на [[new:mk:15:16#lopuxin_ap|Мк. 15:16]] [<10>]