[<10>] ====== Толкования на Мк. 15:31 ====== ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти** Первосвященники и старейшины не только не препятствовали черни издеваться над умирающим Господом, но и сами всячески ругали и злословили Его. Насмешки и поругания оставались единственным средством, которое они могли противопоставить хитрости Пилата, хотевшего осмеять их посредством надписи. Между тем, у первосвященников лежало на сердце еще нечто, гораздо важнее надписи, что побуждало их участвовать в самых низких насмешках. Теперь всем сделалось известно, что они – единственная причина столь ужасной казни для Иисуса и что Пилат долго не хотел осуждать Его. Необходимо было оправдать перед народом свое злодеяние и настроить общественное мнение так, чтобы чужеземные иудеи, собравшиеся со всех уголков на праздник, не разнесли по свету историю, как синедрион из низкого честолюбия предал позорной смерти праведника, едва ли даже не Мессию. Для такой цели поругания и насмешки казались самым лучшим средством: ибо опыт доказывает, что достойнейшие люди теряют авторитет, когда по какой-либо причине подвергаются осмеянию. **//Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.//** ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти** См. Толкование на [[new:mk:15:29#sschmch_grigorij_lebedev|Мк. 15:29]] ===== Блж. Августин ===== **Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти** Вот таким Он явился на кресте: коронованным терновым венком, обезображенным и непривлекательным - будто сила Его оставила, будто и не Сын Божий. Таким Его увидели слепые (ср. [[old:is:53:02|Ис. 53:2]]). //**Проповеди.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти** См. Толкование на [[new:mk:15:29#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 15:29]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 31-32 **Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его** **Других спасал** (ины спасе) от разных бед и страданий, **а Себя не может спасти**! Какой же Он Мессия? **Христос, царь Израилев**, т. е. Мессия, **да снидет ныне со креста** , потому что для Него, как Мессии, Сына, Божия, все возможно. Тогда, говорится в Евангелии Матфея, мы признаем его за Мессию, и сейчас же уверуем в Него. „Синедрион искушает Бога, требуя чуда, пишет святит. Черниговский Филарет, после того как видел столько чудес и лишь смеялся над чудесами. Гораздо более значило восстать из гроба, и, однако, Каиафы не переменились“. Нет, Сын Божий тем-то и даст познать Себя, что не снидет со креста, доколе не положит душу Свою за спасение миpa. Еще Давидом предсказано было о Мессии: //пронзили руки Мои и ноги Мои// [[old:ps:021:17|(Пс.21:17)]]. Вот это и сбылось теперь над Искупителем миpa. „О скверные и пребеззаконные! восклицает св. Златоуст: Пророки разве не были пророками, или праведники праведниками оттого, что их Бог не исхитил от напасти? И они также страдали. Что может сравниться с вашим безумием?“ У еванг. Матфея прибавлено: //Упова// (уповал) //на Бога, да избавит ныне// (пусть спасет теперь) //Его, аще хощет Ему// (если Он угоден Ему) [[new:mf:27:43|(Мф. 27:43)]]. Это – слова из 21 псалма, где царь пророк за 1000 лет изобразил крестные страдания Спасителя с удивительной точностью, как бы писал его у самого креста. По всей вероятности, Господь в Своих беседах изъяснял этот псалом в отношении к Себе, как объяснял и другие пророчества, и Иудеи теперь воспользовались этим, чтобы насмеяться над Господом, как воспользовались словами о разрушении храма тела Его. Конечно, все эти насмешки над Господом еще более увеличивали Его страдания. – Чем объяснить эти ужасные, бесчеловечные поругания и насмешки над страждущим Господом? Павел епископ Кишиневский так пишет об этом: „В глумлениях над Богочеловеком злоба с особенной силой обнаружила свой сатанинский характер, здесь она явилась вполне достойной своего изобретателя – духа злобы, всегда с торжеством и радостью взирающего на человеческие бедствия. Поэтому присутствие духа адского, сатанинского с особенной силой чувствуется в этих хулах и поношениях, и трепет и ужас невольно объемлют душу при размышлении о них и приводят ее в содрогание. Ужасно было состояние врагов Иисусовых, имевших полную возможность соделаться сынами Божиими и добровольно соделавшихся чадами дьявола, вполне послушными орудиями его. Какими путями дошли они до такого состояния? вопрошает святитель и объясняет, что в высшей степени зависть и злоба со стороны первосвященников и старейшин, из которых многие были заражены фарисейской и саддукейской ересью [[new:mf:03:07|(Мф. 3:7,]] [[new:mf:26:03|26:3-]][[new:mf:26:04|4,]] [[new:mf:27:20|27:20)]] противоположность совершенного учения и жизни Господа их учению, а особенно жизни, со стороны же народа неисполнение его надежды на открытие Господом земного царства, все это возбуждало врагов Господа, особенно при участии духа злобы“. А между тем, тут исполнилось предсказание царя Давида о Мессии: //все видящие Меня ругаются надо Мною, говоря устами, кивая головою: Он уповал на Бога// [[old:ps:021:08|(Пс. 21:8-]][[old:ps:021:09|9)]] и пр. //Рече бо, яко Божий есмь Сын// [[new:mf:27:43|(Мф. 27:43)]] (ибо Он сказал: Я Божий Сын). Иисус Христос сказал это на суде Синедриона [[new:mf:26:63|(Мф.26:63-]][[new:mf:26:64|64)]]. **И распятая с Ним поношаста Ему** (поносили Его, ругались над Ним). Св. еванг. Лука пишет, что один из разбойников не отставал от поносителей Господа, – поносил Его, говоря насмешливо: //если ты Христос, спаси Себя и нас// [[new:lk:23:39|(Лк. 23:39)]], а другой унимал поносителя и, уверовав, исповедал Иисуса Христа Мессией и молился Ему: //помяни меня, Господи, когда приидешь во царствие Твое// ([[new:lk:23:42|Лк.23:42]] и д.). Это обстоятельство объясняют так, что или сначала оба разбойника поносили Христа, а потом один раскаялся (Злат. и др.), или, ради краткости, факт сообщается, подробности же опускаются, и приписывается обоим разбойникам то, что сделал один. (Мих.) Такие обороты речи встречаются и в других случаях в Евангелии Марка. (Ср. [[new:mk:07:17|Мк. 7:17]] с [[new:mf:15:15|Мф. 15:15;]] [[new:mk:05:31|Мк. 5:31]] с [[new:lk:08:45|Лк. 8:45]] и т. п.; также и в др. местах Свящ. Писания: [[new:evr:11:33|Евр. 11:33,]] [[new:evr:11:37|37]]). И этот сознательный голос сострадания, сердечного покаяния, смиренной покорности и изумительной веры вызвал слова Господа к разбойнику: //ныне же будешь со Мною в раю// [[new:lk:23:43|(Лк. 23:43)]]. И разбойник прямо со креста первый вступил в только что открывшееся небо, которое было заключено более 5000 лет даже для величайших ветхозаветных праведников. Сохранилось предание, что этот разбойник был один из тех, которые во время бегства св. Семейства в Египет от Ирода, в пустынях Аравии, хотели обидеть это семейство, но сей разбойник не дозволил обижать, за что Пресв. Богородица обещала ему награду от своего Божественного Сына (чит. в объясн. 2-й гл. Еванг. Матфея). Евангелист Иоанн, пополняя сказания прочих евангелистов, пишет, что между несколькими лицами, глубоко сострадавшими Божественному Страдальцу и стоявшими невдалеке от Его креста, были Его Матерь и любимый ученик Иоанн. Господь, увидев Матерь и ученика, желая утешить скорбную душу Первой, сказал, указывая Ей взором на Иоанна: //Жено, се сын Твой//, вместо Меня умирающего, а Иоанну, указывая на Нee, сказал: //се Матерь твоя. Люби Ее, береги Ее, как свою мать. И с того времени ученик сей взял Ее к себе// [[new:in:19:25|(Ин. 19:25-]][[new:in:19:27|27)]]. Евангелист Иоанн свято исполнил последнюю волю умирающего Учителя. Взяв к себе в дом Матерь Божию, он окружал Ее нежнейшими попечениями и до самого дня Ее блаженного успения не отлучался из Иерусалима, тогда как прочие апостолы рассеялись по разным странам для распространения евангелия. „Девственному ученику поручает девственный Господь девственную Матерь Свою“, замечает Блажен. Иероним; а в лице сего ученика Он усыновляет Своей милосердной Матери и всех верующих, которых не стыдится называть своими братьями“. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти** См. Толкование на [[new:mk:15:26#lopuxin_ap|Мк. 15:26]] [<10>]